Молитва
+ Молитва / Мольба / WWW /
См.т.ж. ПОКЛОН Кроме того, см. ПАПА.
1. Мольба. Акт прошения одной персоны, часто коленопреклоненной, у другой.
Перед Христом:
женщина, касающаяся края его хитона, - Женщина, страдающая кровотечением;
женщина, указывающая на собаку, ученики, выражающие неодобрение, – Дочь хананеянки, Исцеление;
сотник – Христос исцеляет слугу сотника;
прокаженный – Прокажённый, Исцеление.
Перед царем, сидящим на троне:
женщина, падающая в обморок, – Есфирь;
царица, её слуги несут дары – Соломон;
Одиссей при дворе Алкиноя;
Орфей перед Плутоном и Прозерпиной.
Перед воином-победителем:
юноша и девушка, возможно с пожилой парой слуги несут дары – Сципион;
женские фигуры (взрослые и девочки) – Александр Великий;
женщины с детьми, на фоне Рима – Кориолан;
старик в шатре –Приам перед Ахиллесом (Троянская война).
Женщина со слугами, несущими еду, сцена перед вождем – Давид.
Патриарх (за ним жены, слуги и стада) на коленях перед другим патриархом (с воинами) – Иаков.
Император у дверей церкви, ему преграждает путь епископ – Св. Амвросий.
Слепой перед Ананией, отложенные доспехи, вверху голубь Св. Духа – Павел, апостол.
Хозяин за столом, рядом с ним писарь с книгой:
жалующиеся работники – Работники в винограднике.
слуга, молящий хозяина, или обвиняемый другим слугой – Злой раб.
Фетида стоит на коленях у ног Юпитера.
Фаэтон перед Аполлоном.
2. Молитва.
Святой в молитве, обычно перед видением распятого Христа или Девы Марии с Младенцем – частая тема, особенно в искусстве Контрреформации.
Молящийся перераспятием Христа:
Христос, склоняющийся обнять святого, – Бернард Клервсский,
– Франциск Ассизский;
Христос, склоняющий свою голову, – Маргарита Кротонская,
– Иоанн Гуальберто;
Христос с инструментами Страстей, – Мария-Маддалена Паццийская;
Христос, демонстрирующий гвозди или раны, – Тереза;
Христос, несущий крест, – Григорий Великий, Игнатий Лойола.
Молящийся перед Девой Марией:
старый святой, андреевский крест – Андрей, апостол;
лилия, лежащая рядом, – Филипп Нери;
Дева Мария, дарующая наплечник, – Симон Сток;
Дева Мария, накидывающая вуаль на голову – Мария-Маддалена Паццийская; Дева Мария, передающая Младенца Христа святому – Мария-Маддалена Паццийская; святому, (???) – Франциск Ассизский и другие;
Дева Мария и Иосиф, дарующие плащ и ожерелье, – Тереза;
ДОНАТОР и его семья, они склоняют колени перед Девой Марией и Младенцем со святыми.
Святой, стоящий на коленях
перед Петром и Павлом, получающий посох и книгу, – Доминик;
перед ангелом, поедающий вручаемую ему книгу иди свиток, – Иоанн Евангелист (Он также стоит на коленях перед другими апокалипсическими видениями ) (АПОКАЛИПСИС, 14).
окруженный ангелами, – Карло Борромео.
Христос, стоящий на коленях, неподалеку спят трое учеников – Борение в саду.
Амвросий в молитве перед двумя святыми – Гервасий и Протасий.
Эротическое видение или явление монстров, анахорет, пребывающий в молитве, - Антоний Великий.
Молящийся в пустыне или в скалистой местности – Иероним или Бруно;
в дупле дерева – Бавон.
Коленопреклоненная фигура в монашеском одеянии
с черепом – Франциск Ассизский и другие;
среди жертв чумы – Франциска Римская.
Юноша, молящийся среди свиней на постоялом дворе, – Блудный сын.
Животные, удерживаемые ангелами над святыми на полотне, – Пётр, апостол.
Колдун, падающий с неба во время молитвы святого – Пётр, апостол.
Молящийся перед алтарем (специфические приметы):
епископ, убиваемый солдатами, – Фома Бекет;
юноша, воскрешенный молитвами святого, – Доминик;
папа, рядом монах, охваченный пламенем, ангелы уносят душу – Григорий Великий
несколько святых перед алтарем, на котором разбросаны жезлы, – Иосиф, муж Марии.
Молитва за умерших.
- Иуда (потерпев поражение при Горгии) послал в Иерусалим гонца, прося, чтобы в память о погибших были принесены жертвы, чтобы с них были сняты все грехи, и в молитвах содержалась мольба о грядущем воскресении душ павших (Вторая Книга Маккавеев 12: 43).
- В христианстве принято молиться об умерших, начиная с XIII века. В XV веке был установлен День Поминовения — сначала только для монастырей, а затем и для всей церкви: Тридентский собор (1545—1630) постановил, что молитвами можно учить души умерших терпению, пока они находятся в Чистилище.