Нагорная проповедь
≈ Заповеди блаженства / Восемь заповедей блаженства
[Мф., 5:1- 12]
Первый эпизод в Евангелиях в котором содержится изложение учения Христа.
Проповедь Христа о «блаженствах», выражающая сущность новозаветного закона и отличие ветхозаветного.
Произнесена на горе, отожествляемой с Курн-Хаттин (На полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от озера Галилейского), вслед за призванием 12 апостолов.
Излагается в Mф. V—VII и Лк гл. VI, 17-49.
Начинается прямо с определения тех, кто мог войти в новозаветное общество и воспользоваться его правами. В Ветхом Завете избранничество обусловлено внешними свойствами и признаками людей — происхождением от Авраама и обрезанием; в Новом Завете — все зависит от внутренних достоинств человека, которые определяются десятью «блаженствами», то есть качествами душевного настроения.
Господствующая черта блаженств — полнейшее духовное смирение и самоуничижение, против эгоизма и самовозношению древности. Эта противоположность прояснена целым рядом сопоставлений двух Законов (особенно в толковании книжников и фарисеев).
Заповедь не убий толковавшаяся в её буквальном, узком смысле, получает более широкий и глубокий смысл, распространяя своё действие даже на внезапный и напрасный гнев — возможный источник вражды, с её гибельными последствиями; на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете карается уже не только убивающая руку, но самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство.
Греховность прелюбодеяния усматривается даже во взгляде на женщину «с вожделением».
Вопреки древнему закону: «Око за око», как крайнему выражению эгоизма, проповедуется: «Не противься злому» и, как высшее выражение любви, — «любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих и гонящих нас».
Люди враждуют от забвения великой истины: все они «сыны одного Отца Небесного». Когда она войдет в общее сознание, люди перестанут делиться на ближних и врагов, человечество станет нераздельным братством.
В грехопадении человек потерял значительную часть своего богоподобия, сделался рабом тления; теперь ему дается новая сила восстановить потерянное. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
После изложения общих начал, Христос преподал несколько частных правил, вытекающих из них.
«Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».
В искусстве он обычно изображен стоящим на возвышении в окружении внимающих ему, молящихся (часто коленопреклоненными) или обсуждающих услышанное людей. На заднем плане море Галилейское.
Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований:
• Св. отцы и учителя церкви, напр. Иоанн Златоуст и Августин.
• Новейшая литература, напр. Tholuck. Bergrede Christi; Achesis. Bergpredigt; Creighton. Great Charter of Christ.
• Во всех главнейших экзегетических трудах.
• В русской литературе «едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её» (напр. Филарет и Макарий Московские, Димитрий Херсонский, Виссарион Костромской, etc.
Литература
Указатель в «Сборнике статей» М. Барсова (Симб., 1890, т. I, стр. 469 и сл.).
Толковое Четвероевангелие, еп. Михаил.
Взгляды, выраженные по этому предмету Л. Н. Толстым, вызвали значительную литературу в опровержение
Гусев, А. Ф. проф. Основные религиозные начала г Л. Н. Толстого. Казань, 1893
прот. Буткевич. Нагорная проповедь: в журн. «Вера и Разум» за 1891 и 92 гг.
прот. Смирнов. в «Православном Собеседнике» за 1894 г.
Когда Христос начал проповедовать, молва о Его проповедях распространилась повсюду, и много народу приходило послушать Его слова. Однажды Христос взошел на гору и стал проповедовать толпе (Мф. 5 и далее). Эта сцена известна под названием «Нагорная проповедь».