Копьё
Один из символов мировой оси. Означает также мужское начало, фаллос, дающую жизнь силу, плодородие, воинскую доблесть, жезл волшебника. Атрибут воинов и охотников. У кельтов копье наряду с пращой - это «длинная рука» или Луга. В Китае копье является атрибутом многих второстепенных богов. В христианстве копье символизирует страдания Христа и является атрибутом святых Михаила и Лонгина (центуриона, присутствовавшего при распятии). В греко-римской традиции копье и щит юношей-
эфебов символизировали инициацию и переход в статус взрослых, доблесть взрослого мужчины. Атрибут Афины (Минервы) и Ареса (Марса). У скандинавов выкованное гномами копье, которым пользовался Один, само находило цель.
Атрибут воина и охотника.
Его можно видеть в руке Минервы, Храбрости и Постоянства. Последняя стоит, прислонившись к колонне. Ее привязывает аллегорическая фигура Бронзового века (одного из Веков Человечества).
Дротик с горящим наконечником, вонзенный в грудь святой, идентифицирует мученицу как Терезу. Копье было инструментом мученичества Фомы, апостола, который иногда изображается пронзенным копьем и, умирая, обнимающим крест.
Охотничьим оружием обычно является более тонкое копье (дротик), сделанное для метания, - атрибут богини Дианы и - в портретной живописи - модели, носящей ее имя. Диана де Пуатье (1499-1599), влиятельная возлюбленная Генриха II, короля Франции, изображалась в одеянии и с атрибутами этой богини. Для своей эмблемы (impresa) она выбрала дротик, обвитый лентой с начертанным на ней девизом: "Consequitur quodcunque petit" (лат. - "Что бы он ни преследовал, он это настигнет"). См.т.ж. пика.
Символ войны, а также фаллический символ (8).
Это оружие человека земного предназначения, в отличие, скажем, от меча, который используют в священных целях.
Копье связано с символами кубка или чаши.
С символической точки зрения копье можно сравнить с ветвью, деревом, крестом, а также с обозначением пространственной ориентировки.
Раймунд Луллий в "Записках дворянского ордена" выражает веру в то, что копье дано рыцарю как символ высокой нравственности.
"Окровавленное копье", о котором упоминается в легенде о Граале, иногда трактуется как копье страстных желаний и вожделений, т.е. в смысле Страсти как таковой.
Некоторые авторы не согласны с таким толкованием, для них приемлема интерпретация копья как жертвенного символа.
Поскольку копье использовалось для прободения ребра распятого Христа, оно стало одним из символов страстей Господних.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии