Валяние
≈ Катание /
Валяние по земле (особенно, в грязи или в болоте - составная часть первобытной терапии по всему миру.
Подобный обычай фигурирует в ряде ритуалов, связанных с дождем или плодородием, в магических практиках оборотничества (человек, прокатившийся по земле, встает уже преображенным в волка [Керл, 51]. Как и в мифе об Антее, соприкосновение с землей предполагает контакт с источником магической энергии, стимуляцию скрытых возможностей в космосе, индивиде или его духе. В то же время, жажда излечения, метаморфозы, или вызов дождя близка общему стремлению к "инверсии" - нарушению заданного порядка с дальнейшей его заменой противоположным. Т.о., катание по земле — один из жертвенных актов, призванных способствовать инверсии и изменению текущих обстоятельств или уклада жизни.
В образах ада валющимися в грязи изображаюся обжоры и/или демоны вынуждают их пожирать несъедобную пищу. Образ несомненно вызванный привычками свиней. Однако и ритуальное обжорство и образ свиньи тесно связаны с символикой и обрядностью плодородия.
В популярном в XVII веке сюжете «Алхимик», часто присутствует пустой кошелек, валяющийся на полу — символ тщетности его усилий.
Разбитые изваяния, валяющиеся на земле, - одна из деталей сюжета «Отдых на пути в Египет», восхдящиая к апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея. Согласно ему, когда Дева Мария и Младенец вошли в храм города Сотинен (Сирен), — статуи. языческих богов рухнули на землю и разбились.
?? Связь ритуала валяния с ремеслом и валяной обувью и одеждой ?? Сукновальный лук или дубина валяльщика шерсти служат атрибутом Иакова Меньшого.
По словам Марко Поло очень любят валяться в грязи огромные и уродливые единороги на острове Суматра.
В сюжете, сязанном с отречением Марии Магдалины от суетности света, часто изображается шкатулка с дрогоценностями, которая валяется у ног Марии.
Выражением скорби у египтян и греков служил обычай посыпать пеплом головы, садиться в пепел или валяться в нем (подобное имеет место также у арабов и иудеев).
Заговор, связанный с валяющимся предметом.
Найденную на дороге кость завернуть в тряпку и спрятать, говоря:
«Ты, кость, валяешься, а у меня зубы болят, так я тебя, кость, подниму и сохраню в покое; тогда ты не будешь валяться, а моим зубам конец будет болеть. Кости сей не валиваться, а моим зубам не боливать». [Овсянников]
Св. Бенедикта иногда изображают обнаженным юношей, катающимся в колючих кустах, дабы наказать свою плоть за грех вожделения.
Ихневмон, живущий в Египте, когда увидит змею, называемую аспидом, нападает на нее не прежде, чем созовет других помощников. Против ударов и укусов они обмазывают себя грязью: именно, намочившись сначала в воде, они катаются по земле. (Аристотель. История животных. IX. 6. 44).
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии