Волосы
Древний Восток
Шумер
Подобно дыму, волосы, парики и бороды использовали для защиты от злых духов.
Египет
Мальчики (дети царской крови) носили длинную прядь (тяжелая коса) на правой стороне головы.
Атрибут Гора-ребенка и царских сыновей.
Иероглиф изображающий эту прядь означает буквально «ребенок».
В «Книге Мертвых» (гл. 115) локон юношей, вероятно, должен указывать на вечную молодость, когда умерший говорит: «Я же знаю воистину тайну локона, который украшает лоб божественного мальчика».
Когда египетский царь побеждает своего противника, то он это демонстрирует, держа его за волосы.
Скорбящая об Озирисе Изида отрезает локон — символический жест.
Письменный знак, указывающий на траур, состоит из трех локонов.
Остается вопросом, что означает бритая голова жрецов (уже тексты древнего периода называют ее «лысой»), которым предписывалась полная депилляция (60). Символ подчинения себя божественной власти? Геродот находит объяснение этому в предписаниях о чистоте.
Античность
В Греции, отрезая прядь волос у мертвого, отпускали его душу в загробный мир.
Символ свободы: рабам и преступникам брили головы (как ныне в тюрьмах).
Северная традиция
У германцев длинные волосы являлись признаком свободнорожденного, рабы и приговоренные к наказанию остригались.
Славяне
В народных представлениях средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы «на том свете дать отчет за каждый волос» (восточные славяне).
Волосы (как и шерсть) символизируют множество, богатство, изобилие, счастье.
- Русские во Владимирской губ. первое яйцо, снесенное курицей, катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!».
- Македонцы в Охриде, продав скотину, чесали деньгами свою бороду, заклиная: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия».
- Сербы касались монетой волос на голове и в бороде, «чтобы такими же были и всходы, и урожай».
- Поляки в районе Жешова в Сочельник взъерошивали волосы, повторяя: «Вяжись, жито, вяжись!».
- Словенцы в день Св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней, жеребят, возов репы и т. д., сколько на голове волос.
- Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за волосы, «чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как волосы».
Расчесывание волос ограничено целым рядом запретов. Сербки причесывались в понедельник, вторник и четверг, а украинки — во вторник, четверг и субботу. Строгий запрет касался пятницы; его соблюдали многие славяне, прежде всего русские. Сербы не расчесывали волос в этот день, «чтобы волки не резали скот». В Сербии (Шумадия, Поморавье) не чесали волосы во время похорон, «чтобы не болела голова и не выпадали волосы». В то же время в некоторые праздники расчесывание волос считалось обязательным. Девушки в западной Сербии и македонки в районе Скопья в Юрьев день расчесывали волосы в ржаном поле, «чтобы иметь волосы густые, как рожь, и быть здоровыми». На Витебщине пожилые крестьянки расчесывали волосы на Пасху, «чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове».
Волосы, выпавшие при расчесывании, нельзя было бросать: ведьмы могли из них сделать «завой» с наговором (Черниговщина), вихрь мог подхватить, злой человек — наслать порчу и т. п., поэтому волосы затыкали в щели, зарывали в землю, закапывали на перекрестке; клали под камень, сжигали (иногда, напротив, сжигать запрещалось). Полагали также, что, если волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм «волос» и др. болезни. Мытье волос также предусматривало подобные ограничения.
Стрижка волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени — дней недели и лунных фаз. Почти повсеместно ребенка не стригли до года или даже до семи лет, чтобы «не отрезать язык» ребенку, то есть не задержать развитие речи (русские, белорусы), чтобы «не состричь ума» (словенцы). Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, «чтобы волосы быстрее росли»; у болгар, лужичан — полнолуние, «чтобы на голове было полно волос». На Украине и в Белоруссии не стригли пастуха с Юрьева дня до Кузьмы и Демьяна (1/14.XI), иначе можно было ожидать болезней скота, плохого отела, нападения волков.
Состриженные волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву, зарывали в муравейник (болгары), засовывали за плетень (украинцы).
Для стимулирования роста волос:
- сербки клали выпавшие волосы под каблук;
- хорваты первые состриженные волосы ребенка клали под конек дома или за потолочную балку;
- словацкие девушки расчесывали волосы в Страстной четверг под вербой и пели: «Верба, верба, дай мне В. длиной в три пояса!»;
- в Герцеговине на Рождество сербские девушки расчесывали волосы, сидя на бадняке и т. п.
В лечебных целях срезанные волосы больных забивали в дверную притолоку осиновыми колышками, закладывали в дупло осины и т. п. При помощи волос можно было и наслать болезнь, для чего волосы здорового человека закапывали на кладбище (словаки). Хорватские девушки верили, что смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои волосы им в пищу, а словацкие парни носили за пазухой колечки волос своих избранниц, чтобы возбудить их любовь.
В обряде крестин волосы ребенка закатывали в воск и бросали в купель: закружится комочек — «к житью», пойдет ко дну — «не к житью» (восточные славяне). В свадебном обряде совершались многочисленные ритуалы с волосами:
- жениху крестообразно подпаливали волосы на голове;
- поджигали несколько волосков с головы жениха и невесты, чтобы «злучить» (соединить) их (белорусы), и др.
В погребальном обряде волосы распускали, расплетали или не стригли в знак траура.
Непокрытые женские волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю; женщину без платка может утащить дворовой (Русский Север, Череповецкий уезд), съесть волк (поляки-гуралы), убить гром (русские); увидев ее, «солнце плачет» (украинцы Полтавщины); волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после смерти превращаются в змей (болгары) и т. д. Распущенные волосы считались характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самодив, ведьм.
В России:
- Одна коса — у девушки, две — у замужней женщины.
- Распущенные волосы — сексуальный призыв.
Китай
Покорность — исходный символизм косички у китайцев.
Обрезание волос было близко символизму кастрации.
Япония
Прическа самурая — привилегия, знак его посвящения; потеря волос была самым большим позором.
Волосы тесным образом связаны с символикой гребня, который поддерживает прическу — символ силы человека, его достоинства, отношения с Богом: то, что он расценивает как особо значимое и характерное для своей личности. Гребень обеспечивает её цельность, а зубья — предохраняют от распада.
Северная Америка
Во время войн американские индейцы снимали скальп с врага, забирая тем самым его силу. Для этой цели индейские воины дерзко оставляли прядь волос на своих бритых головах.
Индуизм
Подобно нитям пряжи, обозначают «силовые линии» вселенной (5).
Растрепанные взлохмаченные и спутанные волосы — атрибут Шивы, отображают аскетизм.
Черные волосы Кали — время.
Монахи и аскеты бреют головы.
Буддизм
Ровные ряды курчавых волос Будды — контроль над жизненными силами, ясность разума, невозмутимость и спокойствие.
Сикхизм
Члены общины сикхов отращивают волосы и бороды по похожим назорейским причинам.
Иудаизм
Назорей, «во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей» (Чис 6:4-5).
Христианство
В соответствии с обычаями древности (незамужних) святых дев часто изображают с длинными распущенными волосами. Они также — символ раскаяния (покаяния), происхождение которого тесно связано с эпизодом в Лк 7:37—38: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея… ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей…». Эта евангельская история послужила появлению традиции отращивания отшельниками, пророками и кающимися длинных волос.
Длинные, укрывающие все тело волосы кающейся грешницы указывают на такую отрешенность от жизни, когда отвергается роскошь одеяния, но тело тем не менее прикрыто.
Длинные волосы у мужчин иногда символизируют силу (→ Самсон).
Вьющиеся волосы, иногда полностью закрывающие тело, атрибут
Марии Магдалины
Марии Египетской.
Агнессы — девы, ведомой на мученическую смерть;
Иоанна Крестителя,
египетских отшельников
В средние века длинные волосы считались признаком гедонистического сибаритства (лат. luxuria), связываясь с обольщающими мужчин русалками или с мятежником Авессаломом (2 Цар 18) — Запутался своими прекрасными волосами в ветвях дуба и был убит своими преследователями. В христианском толковании символизирует человека, запутавшегося в своих заблуждениях.
Тонзуры монахов означали отказ от светских свобод.
В женских орденах монахини постригаются с момента произнесения обета.
Ислам
Связь с Богом в момент смерти: по исламскому обычаю, пучок (прядь) волос оставляли для того, чтобы за него правоверного подняли в рай.
Гадания
Во сне видить парикмахера означает, что вам пора позаботиться о своей природе: следует укротить неприбранные волосы, привести в соответствие с общепринятым то, что в одном случае слишком мужественно, грубо, а в другом — слишком женственно и мягко. Необходимо привести все это в надлежащий порядок.
«…воплощают духовное достояние человека. Густые красивые волосы и у мужчин, и у женщины олицетворяют духовное развитие. Потеря волос означает падение и бедность» (Фальдор «Золотая книга сновидений» 56).
Психология
Символ инстинктивных сил.
Волосы, в том числе и на теле — продукт нашего родства с животной природой. (Эппли).
Прическа — выражение персональных качеств, инстинктивного поведения личности.
Несомненный атрибут обольщения и сексуальной привлекательности женщин.
Волосы на голове, поскольку покрывают верхнюю часть тела, символизируют духовные силы, одухотворенную энергию. В аспекте водной символики их можно сравнить с «Верхним Океаном». Следовательно, волосы на теле как таковом соответствуют «Нижнему Океану», то есть символизируют влияние иррациональных космических сил и биологических инстинктов.
Густая шевелюра — воплощение elan vital (жизненного порыва) и joie de vivre (радости жизни), будучи связана с желанием преуспеть (42).
Добровольное жертвоприношение волос — своего рода символическая кастрация — воплощает сублимацию инстинктов, отказ от мирских удовольствий. Циммер указывает, что все, кто отвергает земную жизнь и отрекается от принципов ее воспроизводства, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязаны постричь свои волосы. То есть аскеты подражают чистоте старых и полысевших, составляющих последнее звено в цепи поколений.
Раньше в качестве наказания остригали волосы женщинам, которые вели недостойный образ жизни.
Для женщины носить короткие или длинные волосы, распущенные или прибранные — выражение свободы или несвободы. Тот факт, показывает она волосы или же прячет их, выдает желание нравиться, быть заметной или же, напротив,— избегнуть взглядов и вожделения (у пуританки волосы прибраны).
Искусство
Мужчина, отрезающий волосы спящему, голова которого на коленях женщины (Иногда Далила сама их отрезает), — Самсон.
Девушка, отрезающая мечом свои собственные волосы, рядом раненый воин — Танкред и Эрминия.
Служанка, причесывающая волосы госпожи, на заднем плане военные приготовления — Семирамида (Семирамида призывает к оружию).
Лкон, падающий на бровь — аллегорическая фигура Удобного случая.
Обнаженная богиня, выжимающая мокрые волосы — «Venus Anadyomene» [выходящая из воды]- Венера (7).
Для незамужней женщины характерны длинные, не завязанные волосы. Святые девственницы и невесты на свадебных портретах эпохи Возрождения изображаются именно в таком виде. Волосы куртизанки или персонификации земной любви обычно заплетены.
Волосы в виде змей (Как у Эриний и Медузы Горгоны)олицетворяют пагубный, злобный аспект женской силы.
Ad vocem
«волосы дыбом»,
«до поседения волос»,
«притянуть за волосы»,
«найти волосок в супе»,
«волосок на зубок»,
«не отступать ни на волосок»,
«рвать на себе волосы»,
«вцепиться в волосы»,
«висеть на волоске»,
«волос долог, да ум короток» и др.
Черновые материалы
Издавна бытовали поверья о том, что волосы являются одним из мест сосредоточения жизненной силы человека. Так, например, франкские короли Меровинги ходили нестрижеными с самого детства: стрижка была равносильна отказу от прав на престол. Молодые древнегерманские воины носили волосы и бороду до тех пор, пока не убивали первого врага. У жителей Маркизских островов было принято при стрижке оставлять одну длинную прядь, в которой могла бы спрятаться душа. Колдуны вуду использовали волосы человека, чтобы превратить его в зомби. Индейцу, убившему врага, вменялось в священную обязанность снять с него скальп, дабы не только тело, но и душу погубить. В Древней Греции, отрезая прядь волос у мертвого, как бы отпускали его душу в загробный мир. Запорожские казаки — люди суровые, верящие в силу оружия, а не в колдовство, не случайно на чисто выбритой голове носили длинный чуб. Биоэнергетики утверждают, что знаменитый чуб располагался прямиком над точкой, которую древние китайские мудрецы называли высшей чакрой. И казаки, таким образом, напрямую контактировали с Космосом...
Литература
- Одноимённая статья в SMES
Толстой Н. И., Усачева В. В.
Иллюстрации
Примечания и комментарии