Описание
- юро́дство < ст.-слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный»[1]
- ≈ юро́дивый
- —————————
Намеренное старание казаться глупым, безумным[2].
Юродивые в православной традиции — слой странствующих монахов и религиозных подвижников[3].
Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений[4].
В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф.25:2, «Притча о десяти девах»).
Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел[5]».
Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом[6]. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:
- • «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» — 1Кор.4:10;
- • «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» — 1Кор.1:20;
- • «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» — 1Кор.3:18;
- • «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» — 1Кор.3:19;
- • «…слово о кресте для погибающих юродство есть» — 1Кор.1:18;
- • «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» — 1Кор.1:21;
- • «…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» — 1Кор.1:23;
- • «…потому что немудрое Божие премудрее человеков» — 1Кор.1:25.
Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил:
«Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им[7]».
По словам святителя Афанасия Александрийского:
«Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю[8]».
Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни[9]. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного[10].
В католической церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.
Юродивые, почитаемые в православной традиции:
- — Алексей Елнатский;
- — Андрей Юродивый (~ Константинопольский) — особо почитаемый на Руси юродивый;
- — Василий Блаженный (1469—1552) — московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви;
- — Даниил Коломенский († 18 (31) августа 1884)[11];
- — Домна Томская (начало XIX века — 16 (28) декабря 1872) — томская блаженная
- — Евфросиния Колюпановская, княжна Евдокия Григорьевна Вяземская (ок. 1758—1855);
- — Иаков Боровичский († 1540) — боровицкий чудотворец;
- — Иван Корейша (1783—1861);
- — Иоанн Московский (? — 1589);
- — Иоанн Верхотурский (XVII век);
- — Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) — (? — † 1581);
- — Иоанн (устюжский юродивый) († 1494);
- — Исаакий Печерский († 1090) — первый известный юродивый на Руси, монах Киево-Печерского монастыря;
- — Исидор Ростовский († 1474) — ростовский чудотворец, родом из Германии;
- — Исидора Тавеннийская (IV век) — одна из первых юродивых;
- — Киприан Суздальский;
- — Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье);
- — Ксения Петербургская;
- — Максим Кавсокаливит († 1354);
- — Максим Московский († 1434);
- — Мария Дивеевская;
- — Михаил Клопский (XV век);
- — Миша-Самуил († 1907);
- — Николка Салос;
- — Паисий Киевский, преподобный († 1893);
- — Паша Саровская;
- — Пелагея Дивеевская;
- — Прокопий Вятский (1578—1627);
- — Прокопий Устюжский (? — † 1303) — святой-чудотворец, родом из Любека;
- — Сайко, Афанасий Андреевич (1887—1967) — орловский старец, юродствовавший в середине XX века;
- — Симон Блаженный († 1584) — святой из Юрьевца Поволжского;
- — Симеон Юродивый (VI век) — монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии;
- — Стахий — ростовский юродивый;
- — Феодор Новгородский († 1392);
- — Феофил (Горенковский) († 1853) — иеросхимонах Киево-Печерской лавры;
- — Фома Сирийский.
|
Смотри:
• Святые
• Дурак
• Юродивый
Смотри также:
• Блаженный
• Девона
• Шут
• Городской сумасшедший
- ———
• Вериги
• Глоссолалия
|