Елисей, Св.

Материал из StudioSyndrome
Версия от 22:22, 18 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смотри также: Илия, пророк / Медведь / Кармелиты

Ученик пророка Илии, призванный последовать за своим господином от плуга. Писание сохранило рассказы о многих сотворенных им чудесах. Обычно он облачен в рясу ордена кармелитов, подобно Илие, и часто лысый. Малых детей, которые насмехались над его плешивостью, растерзали две медведицы (2 Цар., 2:23-24). У него на плече может сидеть двуглавый голубь.

Основные сюжеты с изображением святого:

МНМ

Елисей — греч. Elisaios, Elisa
Элиша — евр. elisa, eliasa — «бог помог» [1]

В ветхозаветных преданиях (в 3 и 4 книгах Царств) пророк, ученик Илии (исторический Елисей — пророк в Израильском царстве, живший ок. 850—800 до н. э.). Илия, услышав в пустыне голос бога, повелевший ему помазать в пророки вместо себя Елисея, «сына Сафатова, из Авел-Мехолы» (3 Царств 19, 16), находит Елисея, пахавшего на волах. Елисей начинает служить Илие. Он видит вознесение Илии на небо на огненной колеснице, после чего Елисей стал обладать способностью совершать чудеса (подобные тем, что ранее творил Илия):

  • он переходит расступающиеся перед ним воды Иордана,
  • в городе Иерихоне очищает воду, бросив соль к её истоку;
  • дети, дразнившие Елисея, говоря ему «иди, плешивый!», и проклятые им за это, были растерзаны внезапно вышедшими из лесу медведицами.
  • Царь иудейский Иосафат перед сражением с царём моавитским велит «вопросить бога» через Елисея, пророк просит позвать гусляра, и когда тот «играл на гуслях, тогда рука господня коснулась Елисея» (4 Царств 3, 15; возможно, здесь нашла отражение реальная техника гадания по игре на гуслях); он предрекает царю иудейскому победу.
  • Елисей спасает вдову от заимодавцев, велев ей попросить у соседей порожние сосуды, которые чудесным образом заполняются маслом (продав масло, вдова заплатила долги);
  • он обещает женщине рождение сына, когда та уже не ждала этого, а когда сын умер, воскрешает его;
  • во время голода делает съедобной ядовитую похлёбку;
  • хлебным начатком насыщает сто человек;
  • излечивает от проказы сирийского военачальника Неемана, но поражает этой же проказой своего служителя, посмевшего просить у Неемана серебро.

Когда сирийское войско пошло войной на израильтян, Елисей не раз указывал царю израильскому места, где залегали сирийские воины. Сирийский царь посылает войско, чтобы схватить Елисея, но по молитве Елисея войско поражено слепотою, а затем приведено Елисеем в Самарию (столицу Израильского царства). Когда же царь сирийский осадил Самарию и в городе наступает голод, царь израильский обвиняет Елисея и собирается убить его. Но Елисей «от имени Яхве» предрекает наступление в городе изобилия на следующий же день. Сирийцы, испуганные почудившимся им шумом большого вражеского войска, снимают осаду. По повелению Елисея на царство тайно помазали Ииуя и предрекли ему, что он истребит дом Ахава (правивший до того в Израильском царстве и отличавшийся жестокостью и идолопоклонством). Елисей предсказывает новому израильскому царю Иоасу победы над сирийцами, определяя число побед по числу выстрелов, сделанных тем из лука. Когда на следующий год после смерти Елисея при погребении одного покойника его бросили в гроб Елисея, он «коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13, 21).

В ветхозаветных рассказах о Елисее соединены:

  • свидетельства о его (по-видимому, значительной) исторической роли как советника израильских царей в их борьбе с сирийцами и врага дома Ахава;
  • данные (отчасти достоверные, как показывают новые историко-психологические исследования) о системе обучения[2] и об использовании видений, гаданий и пророчеств в тот период, когда они играли важную роль при принятии государственных решений;
  • многочисленные мифы о чудесах, якобы совершённых Елисеем (при жизни и посмертно).

Литература

  • Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
  • Alcaina Canosa, Panorama critico del ciclo de Eliseo, «Estudios Biblicos», 1964, v. 23 < MNME
  • Kilian R., Die Toten-Erweckungen Elias und Elisas — eine Motivwanderung?, «Biblische Zeitschrift», Neue Folge, 1966, Bd 10 < MNME
  • Miller J. M., The Elisha cycle and the accounts of the Omride wars, «Journal of Biblical Literature», 1966, v. 85 < MNME

Примечания

  1. Ханаанские имена со сходным значением и структурой встречаются уже в клинописных памятниках 2 тыс. до н. э.
  2. Будущий пророк учился прежде всего искусству переживать видения; ср. эпизод, где Елисей «должен» увидеть вознесение его учителя Илии на небо