Гавриил, архангел
Христианство
Один из семи архангелов имя которого обозначает «Муж Божий». Известен как:
- посланец Бога;
- блоговествователь рождения:
- Иоанна Крестителя (Захарии);
- Девы Марии (Иоакиму и Анне);
- Спасителя (Деве Mapии).
- толкователь сна пророка Даниила (Дан., 8:16; 9:21).
С Гавриилом традиционно отождествляются не поменованные ангелы-вестники:
- сообщивший матери Самсона о его рождении;
- ангел Рождества (Поклонение пастухов);
- ангел, объявивший о Воскресении Христовом (Святые жены у гроба).
Иконография
Доминирует в качестве ангела Благовещенья.
Атрибуты:
- лилия в руке;
- скипетр, увенчанный геральдической лилией,характерный для искусства раннего Возрождерия {Ренессанса};
Сентенция:
- «Ave Maria» – лат. «О! Мария»;
- «Ave gratia plena Dominus tecum» – лат. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк., 1:28).
Иудаизм
Занимает видное место в талмудической литературе. {???}
Ислам
Один из четырех ангелов, пользующихся особым благоволением Божиим. Заносит в книгу решения Бога; сообщил Магомету весь Коран.
Искусство
Доминирует в качестве ангела Благовещенья.
архангел Гавриил — как фигура в сцене благовещения Марии
ххх
Архангел Гавриил вместе с Михаилом и Рафаилом причислен Христианской Церковью к лику святых. Его имя означает «Бог — моя сила». Он — охранитель небесных сокровищ, ангел искупления и главный посланник Бога. Именно в этой последней функции более всего известен в христианской традиции. Именно Гавриил был послан к Даниилу, дабы известить его о возвращении евреев из плена. Он предсказывает рождение Самсона (Суд. 13). Он же является Захарии в храме и говорит ему, что Елизавета родит сына, которому будет наречено имя Иоанн. Кроме того, Гавриил — ангел Благовещения: «На шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:26—28). Как ангел Благовещения Гавриил обычно держит в руке лилию или скипетр; в другой руке у него свиток, на котором написано «Ave Maria, Gratia Plena» («Да здравствует Мария, преисполненная благодати»).
В ранних композициях Благовещения Гавриил обычно представляет собой величественную фигуру, облаченную в богатые одеяния. На нем надета корона, а в руке у него скипетр, указывающие на верховную власть. У него большие цветные крылья. Его правая рука поднята в жесте приветствия и благословения. Здесь Гавриил является главной фигурой, тогда как Дева Мария, получающая от него благую весть, выражает собой глубокую покорность и смиренность. Следует отметить, что после XIV века сменился акцент в важности фигур Девы Марии и Гавриила, и на первый план стала выходить Дева Мария как воплощение высшего существа. Ее стали изображать как царицу ангелов, а скипетр в руке Гавриила заменили лилией — символом чистоты Девы Марии. Иногда Гавриил изображен коленопреклоненным, с руками, сложенными у груди.
МНМ
- евр. gabri el - "сила божья" или "человек божий"
В иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Джибрил) мифологиях один из старших ангелов (в христианстве - архангел). Если всякий ангел есть "вестник" (по буквальному значению греч. слова), то Г. - вестник по преимуществу, его назначение - раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван "научить разумению" пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как "предтечи" Иисуса Христа (Лук. 1, 9-20); явившись деве Марии, он предсказывает рождение Христа и его мессианское достоинство (см. рис.) и велит дать ему имя "Иисус" (1, 26-38, см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями - либо над огнём (раввинистический трактат "Песахим" 118 а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трёх отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат "Санхедрин" 95 b). В апокрифической "Книге Еноха" Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с благовещением (он изображается даже вне сцены благовещения с белой лилией в руках - символом непорочности девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в "Песни о Роланде" Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всём мире. Илл. см. на стр. 261.
С. С. Аверинцев
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гавриил, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 1752 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 261 Словарь)]