Амвросий Медиоланский, Св.

Материал из StudioSyndrome
Версия от 08:15, 19 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Святые

≈ Амвросий Медиоланский /

→ Гервасий и Протасий /

Святой IV века, епископ Миланский, один из четырех латинских (западных) отцов Церкви.

Известен как великий государственный деятель, теолог и религиозный поэт.

Святой покровитель Милана.

Род. около 340 г. в Трире (предположительно) в семье префекта Галии. Ум. 4 апреля 397 г.

Воспитывался в Риме.

Уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником северной Италии (префектом двух римских провинций), с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что предание гласит: при спорном выборе миланского епископа в 374 г. он будучи еще некрещеным был избран обеими партиями и, после долгого сопротивления, рукоположен 7 декабря. Легендарным поводом для этого послужил детский голос, который сказал когда Амвросий выступал с обращением к жителям Милана: «Епископом должен стать Амвросий» или «Амвросий епископ».

В сане епископа с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую Империю, в то время уже начавшую распадаться. Ради этого он добивался сохранения чистоты церковных догматов от лжеучений в эпоху христологических споров. Играл важную роль в искоренении арианства – доктрины, касающейся родства Бога-Отца и Христа, считавшейся ересью и лежавшей в русле, противоположном ортодоксальному учению о Троице.

С другой стороны он ревностно заботился о независимости церкви от государства, отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. За эту резню в Фессалониках в 390 г. Феодосий был отлучен Амвросием до тех пор, пока публично не исполнил епитимью.

Был похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве, от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. Его значение, особенно в Милане, было громадно и на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия, городская библиотека названа его именем.

Имеет огромное значение, как церковный учитель. Важнее прочих его три книги:

"De officiis clericorum (В течении нескольких столетий служили руководством этики )" изд. Крабингера, Тюбинген 1857 г.,

на нем. яз. Лихтером, Кобленц, 1830 г.,

"Hexaemeron" аллегорическое изложение сотворения мира,

"De fide" пять догматических книг, 84 писем и проповедей.

Приписывавшиеся прежде Амвросию комментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года.

Большие заслуги имеет как составитель текстов духовных песен; но из тридцати гимнов, ему приписываемых, только двенадцать действительно принадлежат ему; знаменитый гимн "1063 Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный под именем "Амвросианского", сочинен также не им и первоначально появляется в V в.

Он поднял на новый уровень церковные богослужения, сделав их более выразительными, и стал преобразователем церковного пения, введя так называемое антифонное пение (Попеременное на двух клиросах — Прим. перев.) или Амвросианский напев. Эта своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др. греч. речитатив, музыки До Амвросия церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола, он установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за образец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. Х, 7). Тоны или гласы установлены Амвросием совершенно согласно с напевами православной греческой церкви.

Иконография

Св. Амвросия изображают в епископском одеянии, в митре, с епископским посохом или крестом с книгой.

Атрибуты: плеть в руке напоминание об изгнании им ариан из Италии.

перо и книга часто с изречением;

иногда улей легендарное предсказание его будущего красноречия.

Иречение: In came vivere preter сагпегп angelicam et non humanam

лат. - Быть вскормленным пищей, но пищей ангелов, а не смертных (Пищей богов (или ангелов) была амброзия (намек на его имя).).

Его можно видеть с трехузельной плеткой (символ трех лиц Троицы) - намеком на наказание Ария и его последователей, либо в момент избавления от ариан с её помощью.

Улий указывает на эпизод его детства: рой пчел облепил ему рот, когда он лежал в колыбели (Эта история аналогична - той, что рассказывают о Платоне и других, кто прославился своим красноречием ).

Часто предстает с тремя другими латинскими докторами - Августином, Григорием и Иеронимом.

Может изображаться крестящим Августина, в юношестве испытавшего сильное влияние его учения.

Сюжеты

Император Феодосии, которому отказано в посещении церкви.

Запретительным жестом Амвросий преграждает путь императору. Сцена символизирует господство Церкви над светской властью.

Литература

Его "Opera" изданы в двух томах в Париже (1686 - 90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875).

Избранные сочинения перевел Ф. X. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871 - 1880).

Библиография

Бонар, "Histoire de Saint-Ambroise" (Париж, 1871; на нем. Биттль, Фрейбург, 1874).

(ок. 339—397), один из Отцов и Богословов Церкви