Даная
Корреджо "Даная", 1530 г
Тициан "Даная", 1553
Рембрандт "Даная", 1636
Дочь аргосского царя Акрисия. Было предсказано, что царь будет убит внуком, и он заточил Данаю в башню из бронзы, чтобы оградить ее от кого бы то ни было. Зевс проник к ней, обратившись золотым дождём («Мет.», 4:611). Родившийся от этой связи Персей, впоследствии случайно убил своего деда, метнув диск.
Ко времени средневековья стала символом целомудрия, олицетворением девственного (мистического) зачатия благодаря божественному вмешательству; как и сюжет «Гедеонова шерсть» - прообраз Благовещения.
Сюжет популярен у художников Ренессанса как повод изобразить обнаженную натуру.
Даная среди подушек на своем ложе, всматривается вверх: из облака на нее падает золотой свет или дождь (иногда в виде монет).
МНМ
- Дана́я (греч.) Danan
В греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы (Hyg. Fab. 63). Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник в терем золотым дождём, и Д. родила сына Персея. По приказу отца Д. с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где Диктис вытащил его и спас Д. и Персея. Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбившись в Д., решил услать возмужавшего Персея за головой горгоны, чтобы от него не было помех. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашёл мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны, Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Д. с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, бежал из Аргоса (впоследствии Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний) (Apollod. II 4, 1-4). По другой версии, Полидект женился на Д. и воспитывал Персея. Д. вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия (Hyg. Fab. 63).
A. A. Тахо-Годи
Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусств" (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан (см. рис.), Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я. Йорданс, Н. Пуссен, Рембрандт (см. рис.), А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.).
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии