Афродита

Материал из StudioSyndrome
Версия от 03:50, 22 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Греческая мифология

[EMSY,133]* Анфея, Антея — букв. «цветущая» (неспецифический);

Мифы народов мира. Под редакцией Токарева АФРОДИИТА "в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Нот. II. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189—206), она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греч. «пена») и одного из ее прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтони-ческое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы) и нимф (Нот. II. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Horn. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), то есть земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Horn. IV 7-33).

По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, ее рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кип-ророжденная»). Горы в золотых диадемах увенчивают ее золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчан-ной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространен и на острове Кифера) и возгораются желанием взять ее в жены. Мужем А. является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — еру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония (Hes. Theog. 934—937). Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчеркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. Ill 111—159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став ее постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).

Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Нот. II. III 399—412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 слеДд). Она вмешивается в сражение, в тсотором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311—318). Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку (V 334—343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина — ее постоянные противницы (V 418—425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Hes. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюбленной в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.

В гомеровском эпосе А. принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобожденные Гефес-том по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты (VIII 266—366). Хотя появление классической А. все еще внушает ужас (Нот. II. III 398), она постоянно именуется «золотая», " прекрасновенчанная ", « сладкоумиль-ная», «многозлатая», «прекрасно-окая». Рудиментом архаического демонизма богини является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все» (XIV 215—221). Это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов. А посвящен гимн поэтессы Сапфо (1) в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из зевсова дома к черной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).

Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворенность, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.

Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной (Paus. Ill 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчеркивается общегосударственный смысл культа А.

Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — афосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» (Lucr. II) — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. F., Die Gutter Griechen-lands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lallies R., Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling R., La religion ro-maine de Venus…, P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. — полунагой или совершенно обнаженной. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццеро-ни» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя — «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в том числе «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов — рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См.т.ж. Адонис.

Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Рени, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и Др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашел воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени — картины «Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бекли-на, «Венера» А. Фейербаха, статуи

«Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.

В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа — оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»). Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.». «

АфрОДИТа, греч. — богиня любви и красоты, дочь Зевса и океаниды Дионы (по одной версии), или появилась из пены морской, которая, в свою очередь, образовалась из крови Урана, когда дети этого могущественного бога ранили своего отца. Ее называли Киприда, так как появилась она из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит, гор (ор) и нимф. Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ее сын Эрот с колчаном стрел летает, поражая золотой стрелой сердце бога или смертного, каждого, на кого укажет богиня любви. Не подвластны Афродите только девы Афина и Артемида, а также богиня домашнего очага Гестия. Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар), Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой. Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс, в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что все боги хотят на ней жениться. Но законным ее супругом становится Гефес т, самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями, иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим смертным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто отвергает любовь (принесла смерть Нарциссу и др.). В V в. до н. э. греки начинают различать Афродиту Уранию („небесную“) как „одухотворенную любовь“ и Афродиту Пандемос („всенародную“), простую и доступную всем. В Риме Афродита почиталась под именем Венеры, как мать легендарного героя Энея. Мы приводим гимн Гомера и стих Гесиода об Афродите:

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка С милого лика её. И прелестен цветок на богине. Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным, Несню, богиня, прими и зажги её страстью горячей! Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю. … Афродитой „Пенорожденной“, еще „Кифереей“ прекрасновенчанной Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала. „Кипророжденной“ — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

АФРОДИТА (рим. ВЕНЕРА)

Греческая богиня красоты и любви; согласно более ранней легенде, родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала пену; по поздней версии, Афродита — дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста; от любовной связи с Аресом Афродита родила Эрота (Эроса), Деймоса, Фобоса и Гармонию, с Гермесом — ермафродита, со смертным Анхисом — Энея, родоначальника римлян. Сочетание с Адонисом говорит в пользу представления о ней как о материнском божестве, что роднит ее с семитской Астартой. В греческой литературе Афродита главным образом символизирует любовь и сексуальное желание. В „Илиаде“ она помогает Парису похитить Елену. Афродита безжалостна к тем, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс). Платон противопоставлял Афродиту Уранию („небесную“, согласно раннему мифу) Афродите Пандемос („всенародной“).

Многочисленные античные скульптуры богини любви дошли до нас как в оригиналах („А. Киренская“ и „А. Милосская“), так и в копиях („А. Книдская“ и „А. Косская“ Праксителя),

АФРОДИТА (культура Греции) Богиня любви и чувственности. Афродита („Рожденная из пены“) появилась из морской пены, порожденной отрубленными гениталиями кастрированного бога Урана в момент их падения в океан. Новорожденная Афродита вышла из волн морских на остров Киферы (или на Крит) в сопровождении харит (граций) и ор* * Оры: Эвномия („законность“), Дике („справедливость“) и Ирена („мир“) .

Афродита вышла замуж за Гефеста, бога огня и кузнечного ремесла, но имела многочисленных любовников, наиболее известным из которых был бог войны Арес. Скандал разразился после того, как бог солнца Гелиос сообщил Гефесту о неверности жены. Супруг поймал любовников в заранее расставленные сети и пригласил богов в качестве свидетелей прелюбодеяния. К великой досаде Гефеста, его ухищрения не вызвали ничего, кроме смеха. Арес был освобожден, предварительно заплатив мужу выкуп.

Другим известным любовником Афродиты был молодой охотник Адонис, впоследствии убитый диким вепрем. Некоторые источники указывают на то, что вепрем был ревнивый Арес. Афродита стала матерью многочисленных сыновей, среди которых следует отметить Энея (от Анхиза), Гермафродита (от Гермеса) и Приапа (отцом которого называют Диониса, Гермеса, Пана или Зевса). Крылатый божок Эрос („желание“) часто изображается рядом с богиней и, по некоторым версиям, считается ее ребенком от Ареса.

Венера. , богиней любви и плодородия, от которой происходят хорошо известные характерные особенности Венеры; она мать КУПИДОНА; ее спутницами являются ТРИ ГРАЦИИ. Среди ее многочисленных атрибутов следующие: пара ГОЛУБЕЙ или ЛЕБЕДЕЙ (и те и ^другие могут везти ее колесницу), створка РАКОВИНЫ, ДЕЛЬФИНЫ (и то и другое напоминает о ее рождении из моря), волшебный ПОЯС, горящий ФАКЕЛ (оба разжигают любовь), пламенное СЕРДЦЕ. Красная роза (орошенная ее кровью) и МИРТ (вечно зеленый, подобно любви) — священные для нее растения. Венера часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением Нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких, как зеркало (в „Туалете Венеры“) или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его патрона. Обнаженная Венера может принимать большое число канонизированных поз — стоя или лежа. Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной религиозной скульптуре, например, Venus Pudica [лат. — Венера Целомудренная], которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в „Рождении Венеры“, — со слегка согнутой одной рукой, прикрывающая ладонью лоно, в то время как другая рука закрывает грудь (См.т.ж. ПИГМАЛИОН). Типичная поза „лежащей Венеры“ возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве модели для более поздних художников.

1. Любовь небесная и Любовь земная. Идея двух Венер-сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Она была сформулирована Платоном в диалоге о природе любви „Пир“ (180 и далее). Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения рода человеческого. Для гуманистов обе они были добродетельными — Venus Vulgaris [лат. — Венера Земная] считалась ступенью к Venus Coelestis [лат. — Венера Небесная]. В искусстве их можно различить по их убранству. Земная Венера богато одета, украшена драгоценными камнями- символами земной суетности; Небесная Венера обнаженная и иногда держит ВАЗУ, в которой горит священное пламя божественной любви. Для Ренессанса обнаженность значила чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве — одна обнаженная, другая в убранстве — олицетворяют контрастные идеи, такие, как Старая Ева и Новая (Новая — это Дева Мария), или Истина и Милосердие (см. ИСТИНА). (См.т.ж. НАГОТА.)

2. „Sine Baccho et Cerere friget Venus“ [лат. — „Без Вакха и Цереры в Венере жару нет“] — Венера, Бахус и Церера, Фраза — цитата из римского комедиографа Теренция („Евнух“, 732), — означающая, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближаются Церера, предлагая ей рог изобилия, полный плодов, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.

3. Триумф Венеры. Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби (обычно два или четыре) или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Когда карету везут лебеди, она может нестись по воде. Эта тема встречается в итальянской живописи XV — начала XVI века — в ту эпоху, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств (см. ТРИУМФ).

4. Туалет Венеры. Название для типичной полулежащей обнаженной женской фигуры, или „лежащей Венгры“, которая появилась в венецианской живописи конца XV — начала XVI века. Она лежит на ложе, а Купидон держит перед ней зеркало, и, возможно, три грации украшают ее.

Мифологические сюжеты

З.Венера и Адонис. История, которая привлекала не только художников, но и поэтов, в том числе Шекспира, повествует о том, что Адонис был плодом кровосмесительной любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и его дочери Мирры (см. АДОНИС, РОЖДЕНИЕ А.), красота которой вошла в поговорку. Венера воспылала к нему безнадежной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона („Мет.“, 10:524-559). Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера, — Адонис был убит вепрем („Мет.“, 10:708-739). Несясь поднебесьем на своей колеснице, Венера услышала стоны умирающего Адониса и спустилась к нему, но было поздно. На том месте, где кровь Адониса пролилась на землю, выросли анемоны (см. ФЛОРА). Художники изображают две сцены: (а) Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак, нетерпеливо уходит, в то время как Венера умоляюще старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, возможно, держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса, (б) В лесу скорбящая Венера склоняется няд мертвым телом своего возлюбленного, заботясь о нем или проливая из урны нектар, который заставил его кровь оплодотворить землю. Ей помогает Купидон. На земле лежит охотничий рог, а поблизости может стоять колесница Венеры. Миф о смерти Адониса составлял часть ежегодных ритуалов плодородия, общих для древних цивилизаций Ближнего Востока. В некоторых культах разбрызгивание жертвенной крови считалось актом оплодотворения земли. Античный образ богини-матери с умирающим на ее руках сыном мог быть первоначальным образцом для образа РIЕТА.

6. Венера и роза. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

7. Рождение Венеры, Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду („Теогония“, 188—200), Венера родилась из моря — из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (см. САТУРН, 1), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением ветра, и наконец причаливает на Пафосе (на Кипре) — одном из главных мест почитания ее, культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит „пена“. Тип Venus Anadyomene [лат. — Венера, выходящая из воды], изображающий ее стоящей и выжимающей воду из волос, впервые встречается в античной скульптуре; он считается происходящим от одной утерянной работы Апеллеса.

8. Венера и Марс. Этот сюжет имеет две формы, (а) Миф, как он изложен Гомером в»0диссее" (8:266—365) и Овидием («Мет.», 4:171-189); наиболее часто он встречается во французской живописи XVIII века. Венера, жена Вулкана, этого хромого кузнеца богов, влюбилась в Марса, бога войны, и возлегла с ним в его дворце. Бог-солнце Гелиос на следующее утро стал свидетелем ее неверности и сообщил об этом мужу. Вулкан был разгневан и выковал тончайшую невидимую сеть, которую он прикрепил к ложу любовников. Когда в следующий раз они отдались друг другу, она их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Так Вулкан захватил их в самый момент измены Венеры. Он призвал других богов стать свидетелями этого позорного зрелища. Меркурий при этом бестактно заметил: «Только бы мне тут лежать с золотой Афродитою рядом!» (б) Аллегория Красоты и Мужества, или победы Любви над Враждой. Венера и Марс полулежат вместе, обычно в пасторальной обстановке и иногда под пологом канапе. Марса может охватить сон, и его голова откинута назад, он спит. Маленькие амуры играют с его доспехами и оружием, которые Марс положил рядом. В эпоху Ренессанса этот сюжет иногда избирался для картин, создававшихся по случаю помолвки — две фигуры изображались имеющими портретное сходство с помолвленными.

9. Венера и Анхиз (Феокрит, 1:105-107; Гигин, 94). Венера влюбилась в Анхиза, троянского пастуху с горы Ида. Переодевшись простой смертной, она пришла к нему, украшенная драгоценными камнями и умащенная благовониями, и легла с ним. От этого союза родился Эней, легендарный прародитель римлян, — отсюда такое значение этой темы. Венера сидит на постели под балдахином рядом с Анхизом, который в этот момент снимает с ее ног сандалии. Обычно присутствует Купидон. Изображение может включать слова «Genus undo Latinum» [лат. — «Откуда пошла латинская раса»]. См.т.ж. ЭНЕЙ; АТАЛАНТА И ГИППОМЕН; ПИР БОГОВ; КУПИДОН; СУД ПАРИСА; МАРС; ПУГТО [Venus Verticordia [лат.- Венера, обращающая сердца]); САТИР; ВУЛКАН (2).

"(Venus, род. п. Veneris), в римской мифологии богиня садов, имя ее употреблялось как синоним плодов (напр., у драматурга 3 в. Невия, Corp. Gloss, lat. V 521, 565). По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» (venia). С распространением предания об Энее В., почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа В. в Риме оказал знаменитый сицилийский храм В. на горе Эриксе, откуда было заимствовано почитание этой богини как В. Эруцины. Особую популярность В. приобрела в 1 в. до н. э., когда ее покровительством пользовались: Сул-ла, считавший, что В. приносит ему счастье (отсюда ее эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпеи, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев (В. Genetrix). Другие ее эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов, — Serv. Verg. Aen. I 720) и др. У писателей В. — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов, В. стала отождествляться с другими богинями — Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ В. и Адониса — ее погибающего и воскресающего любовника (Ovid. Met. X 479 ел.). В астрологии большую роль играла планета, названная именем В., определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина» (Macrob. Sat. Ill 8, 3).

Лит.: Schilling R., La réligion romaine de Vénus, P., 1954.

Об отражении образа в искусстве см. в статье Афродита. "

Цитируется по изданию: Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева

ВЕНЕРА

обольщение

В древности богиня Венера была олицетворением природы и пассивного начала зарождения; у нее было множество проявлений (Церера, Юнона, Диана, Исида и т. д.). Считалось также, что именно она порождает и лелеет семена всех вещей во влаге… это Природа, мать и создательница всего сущего.

Как и Исида, Венера символизировала собой плодородную материю, на которую воздействуют творящие и разрушительные силы. Вода — это ее земная сущность, а Луна — сущность небесная, которая своей силой притягивает вверх испарения океана.

• Символ женственности и обольщения, она считается у алхимиков богиней, источающей похоть, которая притягивает к себе душу из тела, соблазняя его возможностью жизни нежной, чувственной и мягкой… учит любить жизнь как таковую, испытывая ее чары, но избегая присущих ей грубостей.

В Древнем Риме богиня Венера обозначала любовную страсть и чувственное наслаждение и управляла весной (праздник венералии 1 апреля). В древнегреческом мифе она родилась из морской пены у побережья острова Кипр (ее имя Афродита производно от «афрос» — пена), и ей был соподчинен металл медь (купорос). Ее прозвище Анадиомена означает «восставшая из моря». Культ богини любви с его эротическими ритуалами явно догреческого происхождения, причем Платон проводил различие между Афродитой простонародной (Афродита Пандемос) и небесной (Афродита Урания), символическими фигурами любви. Она была также покровительницей плодородия (Венера Генетрикс в Риме).

В литературе произведения доисторического изобразительного искусства (статуэтки и наскальные рельефы) времен палеолита иногда назывались «изображениями Венеры», очевидно, ради насмешки над «идеалом красоты» первобытных людей. Эти скульптуры, однако, без сомнения воплощали не эротические желания или эстетические представления, а изображали матерей — предков рода, стилизованноподчеркнутая тучность которых символизировала представления об изобилии, способности к деторождению и вскармливанию.

СМ ВЕНЕРА

Венера гр. Aphrodite, lat. Venus

Греко-римская богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы.

Центры культа на оо. Кипр и Кифера (против мыса Молея в Греции) и в Сицилии (гора Эрикс). Изображается едущей в биге или квадриге.

"Венера, или Афродита, богиня красоты, изображается прекрасною нагою девицею с яблоком в руке; возле нее стоит Купидон со своим оружием. Иногда выходящею из воды и едущей в раковине, которую везут Нереиды и Тритоны; иногда сидящей на дельфине, или морской козе, и окруженной Нереидами и Купидонами. Иногда едущею по воздуху. в колеснице, которую везут голуби и лебеди; белые ее власы украшены венком, из мирты и лоз сплетенным; многие Купидоны играют ее поясом. Иногда вооруженною щитом и шлемом; иногда скованною, с покрывалом и цепью на ногах. Иногда опершеюся о столб, с голубем и палкою и стрелами в руках; иногда держащею правую руку на устах, а левой коня за узду. Лебеди, голуби, горлицы, воробьи, черепаха, также роза, миртовое дерево и зеркало ей посвящены. Круглый камень, правильно обделанный, иногда образует сию богиню. СЭ-133,с.38

МНМ

греч. Аproditn

В греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы (Ноm. Il. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189—206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. apros, «пена») и одного из её прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви (см. рис.). Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I 1-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», « А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы) и нимф (Ноm. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 след.). А.прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), то есть земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33). См. рис. По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след) в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие её также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кипророжденная»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жены. Мужем А. является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину (Apoll. Rhod. III 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Ареc. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония (Hes. Theog. 934—937). Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчеркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви (см. рис.). В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111—159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком (см. рис.), вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).

Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. III 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Ноm. Il. III 399—412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311—318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334—343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.) А. поднимают на смех Гера и Афина — её постоянные противницы (V 418—425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Hes. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса. В гомеровском эпосе А. принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натерли нетленным маслом хариты (VIII 266—366). Хотя появление классической А. все ещё внушает ужас (Ноm. Il. III 398), она постоянно именуется «золотая», «прекрасновенчанная», «сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается все» (XIV 215—221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестротронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).

Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.

Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчеркивается общегосударственный смысл культа А.

Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта) на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» (Lucr. I 1) — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа (см. рис.).

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им В. И. Ленина», 1953, т 72, в 3, t 141-45, Otto W.F., Die Gцtter Griechen lands, 3 Aufl. Fr./M, 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Gдrten, Heidelberg, 1954; Lullies R, Die kauernde Aphrodite, Mьnch. — Pasing, 1954; Schilling R, La religion romaine de Vйnus…, P., 1954; Simоn E., Die Geburt der Aphrodite, B., 1959.

А. Ф. Лосев

Античные скульптурные изображения А. (см. рис.) многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. (см. рис.) — полунагой или совершенно обнаженной т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.) (см. рис.). К другой статуе Праксителя — «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в том числе «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). См. рис. Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов — рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини (см. рис.). А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис.

Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Д. Веласкес и др. (см. рис.)), «туалет Венеры» (см. рис.) (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени — картины «Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.

В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа — оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»). Среди произведений 2-й половины 20 в. — кантата К. Орфа «Триумф А.».

Афродита на лебеде. Роспись килики (деталь). Втор. четв. V в. до н. э. 00-04-166-000.jpg Статуя Афродиты с крылатым Эротом. IV в. до н. э. Джон Сарджент. Афродита и Эрос. 1919—1920 гг. Паоло Веронезе. Марс и Венера. Втор. треть XVI в. Голова Афродиты. Ок. I в. до н. э. Афродит, облокотившаяся о колонну. 1000 г. до н. э. Пракситель. Афродита. Ок. 350—340 гг. до н. э. Статуя Афродиты («Венера Милосская»). Ок. 1000 г. до н. э. Рождение Афродиты. Рельеф «Трона Людовизи». Ок. 460 г. до н. э. Диего Веласкес. Венера с зеркалом (Венера Рокебю). Ок. 1644—1648 гг. Афродита за туалетом. Роспись лекифа (фрагмент). После 420 г. до н. э. Бронзовый рельеф с Афродитой и Анхисом. Ок. 350 г. до н. э. Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, ок. 1486 (1482—1483) гг. Буше Франсуа. Рождение Венеры Свадьба Альдобрандини (фрагмент): Афродита, невеста и Дионис Буше Франсуа. Туалет Венеры Буше Франсуа. Венера, утешающая Амура. 1751 г. Буше Франсуа. Триумф Венеры. 1740 г. Якоб Адрианс Бакер. Венера и Адонис. 1650 г. Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. 1655 г. Тициан Вечеллио. Венера и Адонис. 1553 г. Тициан Вечеллио. Венера Урбинская. 1538 г. Венера Каллипига. Римская копия с греческого оригинала. III в до н. э. Венера и наказанный Амур (фрагмент). Ок. 30 г. н. э. Джорджоне. Спящая Венера. Ок/ 1508—1510 гг. Петер Пауль Рубенс. Венера и Адонис. Втор. пол. XVII в. Боттичелли Сандро. Джованна Торнабуони с Венерой и Грациями. пос. четв. XV в. 00-03-555-000.jpg Монета Каракаллы с изображением храма Афродиты на о. Пафос 00-04-191-000.jpg 00-04-453-000.jpg