Баба-яга

Материал из StudioSyndrome
Версия от 05:08, 22 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ба́ба-яга́
польск. jedza
чеш. jezinka — «лесная баба»
Ср. старосерб. jeza — «болезнь», «кошмар» и т. п.

В славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. В печи Баба-яга старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.

У Бабы-яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.

См. также:

Славянская мифология
Инициация

Старуха
Колдунья

Печь
Лопата

Литература

  • Топоров В. Н., Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
  • Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3 < MNME
  • Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946 < MNME
  • Топоров В. H., Хеттская salSU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в, 38 < MNME