Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Ерд, Е́pды
В мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном — седовласый старик; или зооморфном — белый козёл; облике. В одном из преданий Ерд имеет облик мужчины, живет в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса — т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Ерд был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.). В дальнейшем общеингушский Ерд был, по-видимому, вытеснен местными божествами, носившими имена посвящённых Ерду святилищ.
Тамыж-Ерда, по представлениям ингушей, — человек маленького роста, сидящий на коне величиной с козлёнка. Когда он разгневан, его рост увеличивается в пятнадцать раз, а его лошадь становится выше башни. Существует миф, согласно которому Тамыж-Ерды в облике козла явился к пастуху, когда тот пас стадо баранов у подножия Красных гор; козёл заговорил с пастухом и через него предписал жителям его аула поклонение Тамыж-Ерды, определив при этом детали обряда. Затем он назвал себя и превратился в эфир.
Молдза-Ерды поклонялись как богу войны; Мелер-Ерды — как покровителю плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
|
См. также:
- Старик
- Козёл
- Сияние
- Ветер
|
Литература
- Мальсагов А. У. Одноимённая статья в MNME
- Шиллинг Е., Ингуши и чеченцы, в кн.: Религиозные верования народов СССР, т. 2, М.-Л., 1931 < MNME
- Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 61-63 < MNME
- Базоркин А., Горское паломничество, в кн.: Сборник сведении о кавказских горцах, в. 8, Тифлис. 1875, с. 1-12 < MNME