Ящик

Материал из StudioSyndrome
Версия от 15:29, 28 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общая информация

ящик, сундук, короб, коробка, ларец

греч. kiste(с~) — имеющий форму ящика сосуд;

лат. cista, area.

Huche Grand coffre de bois.


[ghhe]


Разделяет символику всех вместилищ, используемым для хранения или содержания чего-либо [Исключая сферические объекты, соотносимые с единством и духовным принципом.].


На символику различных видов сундуков, ларцов или шкатулок оказывает влияние практика их использования для хранения особенно ценных объектов: драгоценностей, мощей святых, головы врага и т. д.


Ларцы искусной работы нередко сами выступают в роли охраняемой ценности…

Основные значения:

  • материнское лоно, утроба, женский принцип;
  • сфера бессознательного, подсознание, разрушительные и созидательные силы психики;
  • тайна, мистерия — закрытый;
  • сокровищница, сохранение, нечто ценное или хрупкое, обладание земными благами;
  • потенциальная (скрытая) опасность;
  • заключение.

См. также:

Орудия

Сосуды

Ларец

Корзина

Ящик Пандоры

Сердце скряги

Лепта вдовы

Мария Магдалина

Пантелеймон, Св.

Косма и Дамиан, Свв.

Античность

Мистический ящик Диониса (скорее плетёный короб, нежели деревянный ящик) с символическими предметами в нём носили специальные жрецы, кистофоры. Во время мистерий из него выскальзывала змея.


Культовый образ Деметры (лат. Церера) в элевсинских мистериях представляет её сидящей на ящике или коробе.


В римскую эпоху «ящик» (cista) стал всеобщим символом эзотерических мистериальных религий.


Ящик (сосуд) Пандоры содержит все запретное: людские пороки, соблазны и несчастья, болезни и бедствия, которые разнеслись по земле из-за её любопытства.


На дне ящика Пандоры таится надежда.

Китай

В сундуках хранятся древние реликвии или предметы, олицетворявшие дух предков.

Иудаизм

Вместилищами тайн, ковчег со скрижалями Завета.

Христианство

Открытый сундук — сокровищница, в котором лежит сердце — Сердце скряги / Антоний Падуанский, Св.


Женщина, кладущая монету в сокровищницу Храма — Лепта вдовы.


Коробочка или ларец с мирром — частый в искусстве эпохи Возрождения атрибут (основной) Марии Магдалины, восходящий к двум новозаветным эпизодам:

  • сцене празднества в доме Симеона после воскрешения Лазаря: «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его» [Ин. 12:3];
  • и сцене у гроба Господня: «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти — помазать Его» [Мк. 16:1].


Коробочка с мазями служит атрибутом Св. целителя Пентелеймона. Она также используется как атрибут Свв. братьев Космы и Дамиана: будучи целителями, они держат в одной руке ларец с притираниями, а в другой — ланцет или иной хирургический инструмент.

Психология

Секрет. Женственность, относящаяся как к сфере бессознательного [Kerl-15], так и к собственно материнскому телу [Kerl-31].

В «ларце Пандоры» усматривается скрытый смысл, подчеркивающий значение бессознательного, особенно его неожиданных, чрезмерных, деструктивных возможностей. Диль связывает этот символ с «образной экзальтацией» [Kerl-15].


Также прослеживается аналогия между ларцом Пандоры и «третьей шкатулкой» — образ, встречающийся во многих легендах. В отличие от первой и второй шкатулки, которые хранят добро и богатства, третья содержит бури, разрушения и смерть. Вероятно, это символ годичного цикла или стадий человеческой жизни: две из которых благоприятны, а третья полна несчастий.

Черновые материалы

Превосходный анализ темы Пандоры дан в работе Доры и Эрвина Панофски «Ларец Пандоры» (Лондон, 1956). Особый интерес представляет изучение авторами отражения мифа в литературе и путей его проникновения в изобразительное искусство.


За очевидной женской символикой этих предметов (ассоциирующихся с женским лоном) лежит еще один слой понимания: коробка — символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего, независимо от того, приятный он или неприятный. «Кто выбрал меня, тот должен дать и рисковать иметь меня», — говорит Порция в пьесе Шекспира «Венецианский купец».


Менее благоприятная связь видна в греческом мифе об открытом ящике Пандоры, который стал метафорой непредсказуемости человеческого подсознания и неограниченного зла.


Самшитовое дерево, чья прочная плотная древесина когда-то использовалась для изготовления шкатулок, является символом бессмертия в траурных церемониях.


Литература

TRSS