Повитуха
- повитуха;
- повивальная бабка, баба (ср. бабить — принимать ребенка), пупорезка и др.
Своими действиями повитуха не только помогает роженице и способствует появлению младенца на свет, но и магическим образом влияет на его судьбу. Именно ей Господь Бог или святые показывают, как сложится жизнь у только что родившихся младенцев.
Народная традиция наделяет повитуху двойственным статусом: она посланница Божьей Матери (очень ярко этот мотив отражен у южных славян) или заместительница Ее повитухи (по апокрифам, Иисуса Христа принимала бабушка Соломонида). Повитуха максимально приближена к лицам сакральным — ей дозволяется исполнять некоторые церковные обряды (окрестить ребенка и дать ему имя). В то же время повитуха в силу своих знаний и умений уподобляется колдунам и знахарям. Она также является «нечистой», поскольку связана с «нечистотой» родов, роженицы и младенца.
Двойственность наблюдается и в оценке деятельности повитухи. Повивальная бабка совершает богоугодное, «чистое» дело: чем больше детей примет она земле, тем счастливее будет на небе. Существуют и поверья, что повитуха — грешница и на «том свете» будет таскать мешок с пупами, которые она в своей жизни отрезала. Повитуха опасна и может навредить: отдать послед роженицы женщине бесплодной и лишить первую потомства, вынуть у беременной плод и заменить его головешкой и др. Если повитуха. сделает во время родов что-нибудь не «по закону», ребенок всю жизнь будет несчастен.
К повитухе предъявляются особые требования: она не должна быть бездетной (чтобы роды не были тяжелыми); желательно также, чтобы и ее дети, и те, которых она принимала, были здоровыми и удачливыми. Повитуха может становиться женщина, у которой прекратились месячные. Необходимо, чтобы повитуха была богатой и благочестивой, обладала народно-медицинскими знаниями, владела бы и заговорной, и молитвенной традицией. Считается, что Богородица велела повитухе всегда быть готовой к приему новорожденных и никогда не отказывать женщинам в помощи.
Повитуха исполняет весь ритуально-магический и бытовой «сценарий» родов. Она поддерживает и приободряет роженицу, читает молитвы, шепчет заговоры, открывает окна и двери, водит будущую мать вокруг стола или через улицу, «выкликает» младенца и др. Особенно велика ее роль в случае трудных родов и при появлении на свет бездыханного младенца (которого она «оживляет» известными ей способами).
Повитуха принимает ребенка обязательно неголыми руками (чтобы тот жил безбедно), с особыми ритуалами перерезает пуповину и завязывает пупок. Особое внимание повитуха уделяет выходу последа и действиям с ним (обмыванию, захоронению или уничтожению). Все акты сопровождаются пожеланиями повитухи (чтобы ребенок был здоровым, трудолюбивым, хозяйственным, вовремя вступил в брак), которые, как полагают, сбываются. Несчастливая судьба человека порой объясняется неверным поведением повитухи во время родов.
Повитуха является также своего рода творцом характера и физических свойств ребенка. Повитуха «правит» тельце младенца, чтобы все соответствовало норме и отвечало народным эталонам красоты («расправлен, теперь уродцем не будешь»), заговаривает от грыжи, сглаза и бессонницы.
Повитуха призвана уберечь младенца и мать от злых духов, особенно опасных до крестин и «сороковой» молитвы матери. Повитуха обязана магическим способом «обеспечить» достаточное количество грудного молока у матери.
По окончании родов устраиваются очистительные обряды (баня, размывание рук — зливины, жмуринки у восточных славян) с обязательным одариванием повитухи. Важную роль повитуха играет в обрядах родин и крестин: приглашает всех на пиршество, оповещая о рождении мальчика или девочки; готовит ритуальные блюда; наставляет крестных родителей, как себя вести, и пр.
Повитуху почитают на протяжении всей жизни (иначе на «том свете» придется лизать ей руки). Культ повитухи продолжается и после ее смерти. Нередко хоронят повитуху с особыми почестями: в гроб кладут полотенце, на руки надевают варежки. Повитуху обязательно поминают, посещают ее могилу.
Повитухе посвящены специальные праздники и дни календаря:
- • 26-27 января (у русских Сибири),
- • второй день Рождества (у украинцев);
- • 8/21 января — Бабин день - развернутый обрядовый комплекс в ее честь (южные славяне).
Известны сказки о том, что повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье черта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение.
- Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой // Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989 < SMES
- Кабакова Г.И. Золотые руки // РЫ1о1о§1а 51ау1са: К 70-летию академика Н.И. Толстого. М., 1993. С. 60-70 < SMES
- SMES И.А. Седакова