Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Четверг перед Троицей, у русских день поминовения «заложных» покойников, а также неизвестных и ничейных покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу. К семику уже в XVII в. было приурочено погребение погибших, казненных либо умерших от голода и болезней, в скудельницах или убогих домах. В этот день обычно на кладбище устраивали поминки, переходящие в буйство. Во многих местах считалось, что семик установлен в память именно об утопленниках, поэтому в семик от людей требовалось соблюдение запретов, связанных с водой: нельзя было ни мыть, ни стирать, ни полоскать, иначе бы в семье непременно кто-нибудь утонул.
Hа Семик на Руси пели:
- Радуйтесь, беpезы,
- Радуйтесь, зеленые,
- К вам девушки идут,
- К вам кpасные,
- К вам пиpоги несут,
- Лепешки, яичницы.
берёза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая берёза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чем виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву. У русских в четверг перед Троицей совершался обряд «завивания березки»: девушки шли в лес, выбирали там молодую берёзу и под пение обрядовых песен закручивали на дереве ветки в форме колец, связывая их своими лентами, поясами или нитками; рядом с «завитой» берёзой водили хороводы, кумились, гадали о будущем замужестве, устраивали совместное угощение. В день Троицы вновь ходили к этому дереву, чтобы «развить», «распустить», «освободить» берёзу. Наряду с этим совершались обряды и со срубленной «троицкой березкой»: деревце украшали лентами, бусами, цветами, ходили с ним по селу, а затем выносили за его пределы и там сжигали или топили.
|
См. также:
- Славянская мифология
- Троица
- Задушницы
- Покойник
|
Литература
- Агапкина Т. А. Одноимённая статья в SMES
- Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995 < SMES