Пан

Материал из StudioSyndrome
Версия от 01:18, 31 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пан со свирелью и пастушеским посохом. В. Картари, 1647 г.
Никола Пуссен. Пан и Сиринга. 1637 г.
Никола Пуссен. Вакханалия перед изваянием Пана. Ок. 1634-1635 г.

Пан (лат. — Фавн). Греческий бог лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов. «Всеобщий Пан» ["Божество всего"] — греческое слово pan означает «все» — распространяется на все сущее. В ренессансной аллегории он олицетворяет РАСПУТСТВО; он прельстил нимф музыкой, которую исполнял на своей флейте; предание гласит, что он переспал со всеми менадами. Его домом была АРКАДИЯ, которая означала не просто область Пелопоннеса, где ему первоначально поклонялись, но также романтический рай пасторальных поэтов и художников вроде Пуссена. Это царство населено нимфами и пастухами, САТИРАМИ, МЕНАДАМИ, КЕНТАВРАМИ, здесь живут СИЛЕН и ПРИАП, и вместе с Паном все они образуют свиту ,БАХУСА. Именно от последнего Пан получил свои козлиные ноги. У Пана козлиное лицо с острыми ушами и рогами и, особенно в барочной живописи, грубыми деревенскими чертами, хотя в античности он часто изображался молодым и привлекательным. Он изобрел сирингу (СИРИНКС) — тростниковые трубочки разной длины, соединенные в один ряд; иногда он изображается обучающим игре на ней слепого пастуха Дафниса. Как защитник стад он может иметь пастушеский посох.

1. Пан и Сиринга («Мет.», 1:689-713). Пан преследовал Сирингу до самого Ладона — реки, преградившей ей путь. Тут она взмолилась о том, чтобы её облик изменился, и Пан неожиданно обнаружил, что держит в объятиях тонкие тростники. Звук ветра, дувшего в них, так понравился ему, что он срезал несколько трубок и, соединив их, назвал свой инструмент именем нимфы. Она изображается скрывающейся в тростниках в тот момент, когда к ней приближается Пан. У её ног струится водный поток. Речной бог Ладон может склоняться над своей урной, или Сиринга может устремляться к нему в руки, ища защиты. Маленькие амуры витают в воздухе, бывает, что они несут зажженный факел.

2. Триумф Пана. Сатиры с флейтами и менады с тамбуринами пляшут на лесной прогалине перед образом Пана в виде колонны, увенчанной бюстом бога (см. ГЕРМА). Или менады едут верхом на козлах — животных, сопровождающих свиту Бахуса, для которого они были священными.

3. Жертвоприношение Бахусу. Менады и сатиры несут священные приношения жрецу. На алтаре уже разожжен огонь. Рядом стоит статуя или герма Пана (см. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ).

См.т.ж. АПОЛЛОН (5); КУПИДОН (5); ДАФНИС И ХЛОЯ; ДИАНА (7); ГЕРКУЛЕС (17). Фавн, которого римляне отождествляли с Паном, встречается в истории КЕФАЛА И ПРОКРИДЫ.

Бог Пан является символом природы, изобра:ется обычно с рогами (обозначающими лучи солнца агрессивную силу Овна) и с ногами, покрытыми волосат (означают жизненность основных сил, землю, кустарник) а также инстинкты) (8). В астрологии Пан оказывает одним из аспектов Сатурна, а также приравнивается сатане и к жизни в её инволюционных, в частное низменных аспектах (39).

— греческий бог, покровитель пастухов горной страны Аркадии, от чьего имени произведено понятие «паника» (панический страх). Он представлялся косматым и козлоногим и с козлиными рогами, олицетворением жизни в горных пещерах и на пастбищах. По представлениям пастухов, он любил послеобеденный отдых в период наибольшей жары, причем так сильно, что никто не рисковал ему помешать. Но кто все же делал это, тот вызывал его внезапное буйное появление, которое наводило парализующий ужас. Рассказывают, что подобный ужас охватил также персов в Марафонской битве, за что греки в знак благодарности за его появление соорудили Пану храм на Акрополе. Музыкальный духовой инструмент Пана, свирель, называется также сиринкс — по имени нимфы, которая скрывалась от его похотливых преследований. Чтобы не жалеть о потере её сладостного голоса, несмотря на то что она превратилась в тростник, он связал друг с другом полые стебли и сделал из них свой простой музыкальный инструмент. Так как «пан» означает также «всё», образ бога-покровителя пастухов превратился в воплощение всеобъемлющей природы. Плутарх (46-120) рассказывает, что во времена правления императора Тиберия один корабль проплывал мимо острова Паксос и плывущие на нем услышали с берега клич: «Если вы будете в Эпире, объявите там: великий Пан умер!» Когда мореплаватели сделали это, со всех сторон зазвучал великий плач зверей, деревьев и скал. Это толковалось так. Будто со смертью старого, простого почитания богов природы начался новый век (век христианства, в который умолкают оракулы и гибнут идолы). Многие народные сказания повторяют с другими именами мотив извещения о смерти Пана голосом из леса, обращенным к работающим на службе у одного человека «дикарям» (диким людям). Прообразом, возможно, здесь был обусловленный соответствующим временем года культовый праздник одного из «умирающих и воскресающих богов» (см. Адонис). Латинское имя Пана звучит как Фавн (см. Флора, Сатиры).

Аполлон и Пан («Мет.», 11:146-193) Судьей в этом состязании был бог гор Тмол. Согласно другой версии, соревнование судили Мидас и музы. Он также состязался в искусстве игры на лире во Фригии с Паном и также победил. Жертвой этого поединка стал царь Мидас, у которого выросли ослиные уши, — так наказал его Аполлон за то, что Мидасу больше понравилась игра Пана.

МНМ

Пен — греч. Пan

В греческой мифологии божество стад, лесов и полей. П. наделён ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении П., так и в его облике. П.- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (то есть «понравившийся всем», греч. pan, «всё», Hymn. Hom. XIX). В действительности имя П. происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П. — миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюблённости и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689—712), из которого П. сделал свирель (греч. surigx, «свирель»). См. рис. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побеждён, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153—179). П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, т. н. панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П.- помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447—455). П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401). П. входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии П. представлялся как божество, всё объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого П. он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27). Раннее христианство причисляло П. к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии П. соответствует Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).


Лит.: Brommer F., Satyroi, Wurzburg, 1937 (Diss.); Jьnger F. G., Griechische Gцtter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Herbig R., Pan, der griechische Bocksgott. Versuch einer Monographie, Fr./M., 1949.

А. Ф. Лосев


Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т. н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н. э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н. э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «П. и Сиринга» — у Рафаэля, Ф. Приматиччо, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена и др.; «П. обучает молодого Дафниса игре на флейте» — у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; «триумф П.» — у Н. Пуссена; «суд Мидаса» — у Я. Йорданса и др. Образ П. часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи П. — у М. А. Врубеля.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Пан, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5961 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 280 Словарь)]