Аристотель

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Личности исторические

Аристотель и Кампаспа / Положение Аристотеля

→ Вергилий / Самсон и Далила / Геркулес и Омфала /

(384-322 гг. до н.э.)

Греческий ученый и философ.

Род. во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа учителем юного Александра.

В 335 он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти.

Его школу иногда называли перипатетической, так как обучение происходило во время прогулок (Под крытой галереей (peripatos).).

Его работы (По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни ) были собраны и изданы в первом веке до н.э.

Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, гл.о. благодаря работам арабских ученых (Аверроэс, Авиценна. В латинском переводе стали особенно широко известны после включения Фомой Аквинским философии Аристотеля в католическую теологию.

Данте считал его "первым среди знающих".

Все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии.

Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью и последовательность изложения фактов свойственны всем его работам «… и главной его характеристикой можно назвать "сильно развитый здравый смысл"». Во времена Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, т.к. они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Но, если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отождествлялся со схоластической логикой (Осужденной Эразмом Роттердамским ), а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение.

«Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французских классицистов, берет начало в "Поэтике" Аристотеля, однако сам философ не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе "старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше". Он также указывал, что эпос может описывать события, происходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на "единстве сюжета". "Поэтика" содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха».

Эмблематика

Персонифицирует Логику (Свободные искусства).

Аллегория господства женщины над мужчиной, популярная в средневековье и в искусстве флорентийского Возрождения.

Согласно средневековой легенде, Аристотель, будучи наставником Александра Великого, пытался положить конец его увлечению куртизанкой Кампаспой (Встречается другое имя женщины - Филлис ): он предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, разожгла страсть философа и потребовала в качестве доказательства его любви. Александр тайно наблюдал инцидент, научивший его не доверять хитростям женщин, перед которыми даже его учитель оказался столь бессилен. Престарелый философ изображается на четвереньках, в узде и удилах. Красавица Кампаспа сидит на нем верхом, держа вожжи и размахивая кнутом. Александр иногда изображается наблюдающим с балкона.

Сюжет можно видеть на фресках итальянских ренессансных дворцов,

на кессонных панелях,

гобеленах и исполненным в другой технике.

Был очень популярен у немецких граверов XV века.

Нередко встречается в соединении с другими подобными сюжетами.