Амида: различия между версиями
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :Амида :Амида-...») |
м (Замена текста — «Категория:Японская мифология» на «Категория:Япония») |
||
Строка 36: | Строка 36: | ||
*Оно Тацуносукэ, Дзёдай-но Дзёдо-кё, Токио, 1972 < MNME | *Оно Тацуносукэ, Дзёдай-но Дзёдо-кё, Токио, 1972 < MNME | ||
*Сигэмацу Акихиса, Тюсэй Синсю сисо-но кэнкю, Токио, 1974 < MNME | *Сигэмацу Акихиса, Тюсэй Синсю сисо-но кэнкю, Токио, 1974 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Япония]] |
Версия 21:15, 31 мая 2023
Одно из главных божеств японской буддийской мифологии, будда (соответствует Амитабхе), владыка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники (см. рис.). В «чистой земле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся купальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Вокруг А. сложилась японская разновидность буддизма — «амидаизм» (см. рис.). Культ А. проник в Японию сравнительно рано. Уже в 717 А. поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668—749). В эпоху Хакухо-Нара (646—794) А. почитался как один из дхьяни-будд (см. рис.). В учении японской секты Тэндай (9 в.) большое значение придавалось многократному повторению имени А., т. н. «нэмбуцу». На тэндайскую традицию культа А. опирались при своём возникновении чисто амидаистические японские секты 10-11 вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практически считают А. главным божеством буддийского пантеона. В японских легендах А. упоминается чаще всего в жизнеописаниях праведников, посвятивших себя восхвалению А. Эти легенды составили целый жанр средневековой японской литературы — «одзёдэн», крупнейшим произведением которого является памятник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших возрождение в Стране крайней радости», 983—984). В комическом сюжете (запись 12 в.) мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за А., без труда обманывает старого монаха-амидаиста. Иконографические изображения А., главным образом деревянная скульптура, распространены в Японии. Встречается т. н. триада А., то есть будда в окружении ближайших сподвижников — бодхисатв Каннон и Сэйси. |
|
Иллюстрации
Литература
- Свиридов Г. Г. Одноимённая статья в MNME
- Оно Тацуносукэ, Дзёдай-но Дзёдо-кё, Токио, 1972 < MNME
- Сигэмацу Акихиса, Тюсэй Синсю сисо-но кэнкю, Токио, 1974 < MNME