Дзидзо: различия между версиями
(н) Метка: визуальный редактор отключён |
м (Замена текста — «Категория:Японская мифология» на «Категория:Япония») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
: Дзидзо́, Дзидзо́-боса́цу < ''кит.'' дицзан-ван | : Дзидзо́, Дзидзо́-боса́цу < ''кит.'' дицзан-ван | ||
− | Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. | + | Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. Суйдзяку (аватарами) Д. считаются [[Амида]], [[Каннон]], [[Дайнити-нёрай]], [[Бисямон-тэн]] и др. В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мёртвых — [[Эмма]]. Известны десятки средневековых легенд, посвящённых Д., который способен воскресить из мёртвых, избавить от страданий в дзигоку (аду). Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьёй человеческих прегрешений. В этом своём качестве он особенно почитается в среде т. н. японских париев — буракумин (эта). Как покровитель путников Д. отождествляется с синтоистским божеством дорог — Досодзином. |
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"| | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"| | ||
См. также: | См. также: | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
== <div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div> == | == <div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div> == | ||
: букв.: «земля-недра» | : букв.: «земля-недра» | ||
− | Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям | + | Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям дзидзо-босацу возлагаются камни, которые должны служить при переправе через реку в потусторонний мир душам умерших в раннем детстве. В этом смысле дзидзо близок символике центральноевропейских фрау Берхты (Перхта) или фрау Холле (госпожа Метелица). |
+ | |||
Строка 28: | Строка 29: | ||
* его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969. | * его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Япония]] |
Текущая версия на 23:05, 31 мая 2023
Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. Суйдзяку (аватарами) Д. считаются Амида, Каннон, Дайнити-нёрай, Бисямон-тэн и др. В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мёртвых — Эмма. Известны десятки средневековых легенд, посвящённых Д., который способен воскресить из мёртвых, избавить от страданий в дзигоку (аду). Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьёй человеческих прегрешений. В этом своём качестве он особенно почитается в среде т. н. японских париев — буракумин (эта). Как покровитель путников Д. отождествляется с синтоистским божеством дорог — Досодзином. |
См. также: |
Черновые материалы
- букв.: «земля-недра»
Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям дзидзо-босацу возлагаются камни, которые должны служить при переправе через реку в потусторонний мир душам умерших в раннем детстве. В этом смысле дзидзо близок символике центральноевропейских фрау Берхты (Перхта) или фрау Холле (госпожа Метелица).
Другая волшебная палочка — трость японского Дзидзо (бога буддистского пантеона), Шакуйо или Калхара на санскрите,- размером с того, кто носит её и чья жизненная сила заключается в её набалдашнике в виде железного кольца, разделенного пополам. Эта трость, у которой есть голос,- один из 16-ти обязательных предметов экипировки бонзы (буддийского жреца) — кудесника, который, сажая её в землю, воздвигал тем самым волшебный земляной вал.
В Японии приписывают огромное значение плоскому скипетру из дерева, который носят жрецы, и использование которого установлено строгим обычаем; для жреца держать шаку — это само по себе уже очищение. Шаку — воплощение макрокосма и микрокосма: её верхняя часть символизирует небо и голову человека; нижняя — землю и его стопы.
Литература
- Свиридов Г. Г. Одноимённая статья в MNME
- Манабэ Косай, Дэидзо-сон-но сэкай, Токио, 1959;
- его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969.