Дзидзо: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(н)
 
м (Замена текста — «Категория:Японская мифология» на «Категория:Япония»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
: Дзидзо́, Дзидзо́-боса́цу < ''кит.'' дицзан-ван
 
: Дзидзо́, Дзидзо́-боса́цу < ''кит.'' дицзан-ван
  
Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. [[Суйдзяку]] (аватарами) Д. считаются [[Амида]], [[Каннон]], [[Дайнити-нёрай]], [[Бисямон-тэн]] и др. В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мёртвых — [[Эмма]]. Известны десятки средневековых легенд, посвящённых Д., который способен воскресить из мёртвых, избавить от страданий в [[дзигоку]] (аду). Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьёй человеческих прегрешений. В этом своём качестве он особенно почитается в среде т. н. японских париев — буракумин (эта). Как покровитель путников Д. отождествляется с синтоистским божеством дорог — [[Досодзин]]ом.
+
Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. Суйдзяку (аватарами) Д. считаются [[Амида]], [[Каннон]], [[Дайнити-нёрай]], [[Бисямон-тэн]] и др. В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мёртвых — [[Эмма]]. Известны десятки средневековых легенд, посвящённых Д., который способен воскресить из мёртвых, избавить от страданий в дзигоку (аду). Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьёй человеческих прегрешений. В этом своём качестве он особенно почитается в среде т. н. японских париев — буракумин (эта). Как покровитель путников Д. отождествляется с синтоистским божеством дорог — Досодзином.
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"|
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"|
 
См. также:
 
См. также:
Строка 16: Строка 16:
 
== <div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div> ==
 
== <div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div> ==
 
: букв.: «земля-недра»
 
: букв.: «земля-недра»
Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям [[дзидзо-босацу]] возлагаются камни, которые должны служить при переправе через реку в потусторонний мир душам умерших в раннем детстве. В этом смысле дзидзо близок символике центральноевропейских фрау Берхты ([[Перхта]]) или [[фрау Холле]] (госпожа Метелица).
+
Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям дзидзо-босацу возлагаются камни, которые должны служить при переправе через реку в потусторонний мир душам умерших в раннем детстве. В этом смысле дзидзо близок символике центральноевропейских фрау Берхты (Перхта) или фрау Холле (госпожа Метелица).
 +
 
  
  
Строка 28: Строка 29:
 
* его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969.
 
* его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969.
  
[[Категория:Японская мифология]]
+
[[Категория:Япония]]

Текущая версия на 23:05, 31 мая 2023

Дзидзо́, Дзидзо́-боса́цу < кит. дицзан-ван

Одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. Суйдзяку (аватарами) Д. считаются Амида, Каннон, Дайнити-нёрай, Бисямон-тэн и др. В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мёртвых — Эмма. Известны десятки средневековых легенд, посвящённых Д., который способен воскресить из мёртвых, избавить от страданий в дзигоку (аду). Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьёй человеческих прегрешений. В этом своём качестве он особенно почитается в среде т. н. японских париев — буракумин (эта). Как покровитель путников Д. отождествляется с синтоистским божеством дорог — Досодзином.

См. также:

Японская мифология


Черновые материалы

букв.: «земля-недра»

Популярнейшее в народе божество Японии — персонификация земли в ее материнском аспекте, но в мужском обличье. Представляете в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с чашей для сбора подаяний, часто с красным детским фартуком и в шерстяной шапке. Его фигурки часто встречаются на обочинах дорог. Имеет функци ангела-хранителя детей, приносит благословение К скульптурным изображениям дзидзо-босацу возлагаются камни, которые должны служить при переправе через реку в потусторонний мир душам умерших в раннем детстве. В этом смысле дзидзо близок символике центральноевропейских фрау Берхты (Перхта) или фрау Холле (госпожа Метелица).


Другая волшебная палочка — трость японского Дзидзо (бога буддистского пантеона), Шакуйо или Калхара на санскрите,- размером с того, кто носит её и чья жизненная сила заключается в её набалдашнике в виде железного кольца, разделенного пополам. Эта трость, у которой есть голос,- один из 16-ти обязательных предметов экипировки бонзы (буддийского жреца) — кудесника, который, сажая её в землю, воздвигал тем самым волшебный земляной вал.

В Японии приписывают огромное значение плоскому скипетру из дерева, который носят жрецы, и использование которого установлено строгим обычаем; для жреца держать шаку — это само по себе уже очищение. Шаку — воплощение макрокосма и микрокосма: её верхняя часть символизирует небо и голову человека; нижняя — землю и его стопы.

Литература

  • Свиридов Г. Г. Одноимённая статья в MNME
  • Манабэ Косай, Дэидзо-сон-но сэкай, Токио, 1959;
  • его же, Дзидзо-босацу-но кэнкю, Токио, 1969.