Та-но ками: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(н)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{| width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" class="FCK__ShowTableBorders"
+
Та-но ка́ми — япон. «божество поля».
|-
+
:Ногами — «бог земледелия» — в северо-восточном районе Японии Тохоку.
| valign="top" align="left" |
+
:Сакугами — «бог урожая» — в префектурах Яманаси и Нагано.
: Та-но ка́ми — япон. «божество поля»
 
  
В поздней народной японской мифологии божество, охраняющее посевы и обеспечивающее богатый [[урожай]]. В северо-восточном районе Японии Тохоку его называют Ногами («бог земледелия»), в префектурах Яманаси и Нагано — Сакугами («бог урожая»); в западных районах божество поля отождествляется с богом двора (усадьбы), именуемым [[Дзигами]] («божество земли»), в других местах — с богом гор [[Яма-но ками]], охраняющим людей, работающих в горах. На островах Сикоку и Кюсю много местностей, где чтят как божество поля [[Дайкоку]] — божество трапезы, позднее модифицировавшегося в бога богатства, поскольку для крестьянина представление о богатстве связано прежде всего с урожаем, с запасами риса. Распространен обычай ставить изображение Дайкоку на кухне, где варится рис и совершается трапеза.
+
————————————————————
  
Т.-н. к. предстаёт также как божество воды. На празднествах, посвященных богу поля, возле источника воды (колодца и др.) насыпают немного земли и укрепляют ветку дерева, цветок, кладут камень или ставят каменное изображение божества, держащего черпак для риса. Считается, что Т.-н. к. сходит на крестьянское поле с гор в январе или феврале, а в ноябре «возвращается домой», в горы. Однако главные празднества в его честь наступают во время посадки риса, в мае. Роль Т.-н. к. на этих празднествах исполняется синтоистским жрецом в особой маске. В древнейшие времена Т.-н. к. приносились человеческие жертвы: на залитом водой рисовом поле зарывали живыми девушек (на этот обычай указывает японский этнограф и фольклорист Янагида Кунио). Позже этот обычай заменился чисто символическими действиями: девушек обмазывают грязью, взятой с рисового поля.
+
В поздней народной [[Японская мифология|японской мифологии]] божество, охраняющее посевы и обеспечивающее богатый [[урожай]]. В западных районах отождествляется с богом двора (усадьбы) [[Дзигами]], в других местах — с богом гор [[Яма-но ками]]. На островах Сикоку и Кюсю много местностей, где чтят как божество поля [[Дайкоку]] — божество трапезы, позднее модифицировавшегося в бога богатства, поскольку для крестьянина представление о богатстве связано прежде всего с урожаем, с запасами риса. Распространен обычай ставить изображение Дайкоку на кухне, где варится рис и совершается трапеза.
  
В некоторых местностях Японии празднества в честь Т.. к. являются одновременно празднествами в честь [[удзигами]] — божеств рода, так как в Древней Японии глава рода, родовой старейшина, обычно обожествлявшийся после своей смерти, ведал земледельческими работами.
+
Та-но ками предстаёт также как божество воды. На празднествах, посвященных богу поля, возле источника воды (колодца и др.) насыпают немного земли и укрепляют ветку дерева, цветок, кладут камень или ставят каменное изображение божества, держащего черпак для риса. Считается, что Та-но ками сходит на крестьянское поле с гор в январе или феврале, а в ноябре «возвращается домой», в горы. Однако главные празднества в его честь наступают во время посадки риса, в мае. Та-но ками на этих празднествах исполняется синтоистским жрецом в особой маске. В древнейшие времена Та-но ками приносились человеческие жертвы: на залитом водой рисовом поле зарывали живыми девушек (на этот обычай указывает японский этнограф и фольклорист Янагида Кунио). Позже этот обычай заменился чисто символическими действиями: девушек обмазывают грязью, взятой с рисового поля.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"|
 
См. также:
 
: [[Японская мифология]]
 
----
 
:  
 
----
 
:  
 
|}
 
  
== <div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div> ==
+
В некоторых местностях Японии празднества в честь Та-но ками являются одновременно празднествами в честь [[удзигами]] — божеств рода.
* Пинус Е. М. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
* Синва дэнсэцу дзитэн (Японский мифологический словарь), Токио, 1975;
 
* Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь), Токио, 1972.
 
  
[[Категория:Японская мифология]]
+
<font color="red">————————————————————</font>
 +
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>===
 +
*Пинус Е. М. Одноимённая статья в [[MNME]]
 +
*Синва дэнсэцу дзитэн (Японский мифологический словарь), Токио, 1975;
 +
*Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь), Токио, 1972.
 +
 
 +
[[Категория:Япония]]

Текущая версия на 23:06, 31 мая 2023

Та-но ка́ми — япон. «божество поля».

Ногами — «бог земледелия» — в северо-восточном районе Японии Тохоку.
Сакугами — «бог урожая» — в префектурах Яманаси и Нагано.

————————————————————

В поздней народной японской мифологии божество, охраняющее посевы и обеспечивающее богатый урожай. В западных районах отождествляется с богом двора (усадьбы) Дзигами, в других местах — с богом гор Яма-но ками. На островах Сикоку и Кюсю много местностей, где чтят как божество поля Дайкоку — божество трапезы, позднее модифицировавшегося в бога богатства, поскольку для крестьянина представление о богатстве связано прежде всего с урожаем, с запасами риса. Распространен обычай ставить изображение Дайкоку на кухне, где варится рис и совершается трапеза.

Та-но ками предстаёт также как божество воды. На празднествах, посвященных богу поля, возле источника воды (колодца и др.) насыпают немного земли и укрепляют ветку дерева, цветок, кладут камень или ставят каменное изображение божества, держащего черпак для риса. Считается, что Та-но ками сходит на крестьянское поле с гор в январе или феврале, а в ноябре «возвращается домой», в горы. Однако главные празднества в его честь наступают во время посадки риса, в мае. Та-но ками на этих празднествах исполняется синтоистским жрецом в особой маске. В древнейшие времена Та-но ками приносились человеческие жертвы: на залитом водой рисовом поле зарывали живыми девушек (на этот обычай указывает японский этнограф и фольклорист Янагида Кунио). Позже этот обычай заменился чисто символическими действиями: девушек обмазывают грязью, взятой с рисового поля.

В некоторых местностях Японии празднества в честь Та-но ками являются одновременно празднествами в честь удзигами — божеств рода.

————————————————————

Литература

  • Пинус Е. М. Одноимённая статья в MNME
  • Синва дэнсэцу дзитэн (Японский мифологический словарь), Токио, 1975;
  • Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь), Токио, 1972.