Та-но ками: различия между версиями
(н) Метка: визуальный редактор отключён |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | Та-но ка́ми — япон. «божество поля». | |
− | + | :Ногами — «бог земледелия» — в северо-восточном районе Японии Тохоку. | |
− | + | :Сакугами — «бог урожая» — в префектурах Яманаси и Нагано. | |
− | |||
− | + | ———————————————————— | |
− | + | В поздней народной [[Японская мифология|японской мифологии]] божество, охраняющее посевы и обеспечивающее богатый [[урожай]]. В западных районах отождествляется с богом двора (усадьбы) [[Дзигами]], в других местах — с богом гор [[Яма-но ками]]. На островах Сикоку и Кюсю много местностей, где чтят как божество поля [[Дайкоку]] — божество трапезы, позднее модифицировавшегося в бога богатства, поскольку для крестьянина представление о богатстве связано прежде всего с урожаем, с запасами риса. Распространен обычай ставить изображение Дайкоку на кухне, где варится рис и совершается трапеза. | |
− | + | Та-но ками предстаёт также как божество воды. На празднествах, посвященных богу поля, возле источника воды (колодца и др.) насыпают немного земли и укрепляют ветку дерева, цветок, кладут камень или ставят каменное изображение божества, держащего черпак для риса. Считается, что Та-но ками сходит на крестьянское поле с гор в январе или феврале, а в ноябре «возвращается домой», в горы. Однако главные празднества в его честь наступают во время посадки риса, в мае. Та-но ками на этих празднествах исполняется синтоистским жрецом в особой маске. В древнейшие времена Та-но ками приносились человеческие жертвы: на залитом водой рисовом поле зарывали живыми девушек (на этот обычай указывает японский этнограф и фольклорист Янагида Кунио). Позже этот обычай заменился чисто символическими действиями: девушек обмазывают грязью, взятой с рисового поля. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | : | ||
− | |||
− | : | ||
− | |||
− | + | В некоторых местностях Японии празднества в честь Та-но ками являются одновременно празднествами в честь [[удзигами]] — божеств рода. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | [[Категория: | + | <font color="red">————————————————————</font> |
+ | ===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>=== | ||
+ | *Пинус Е. М. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
+ | *Синва дэнсэцу дзитэн (Японский мифологический словарь), Токио, 1975; | ||
+ | *Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь), Токио, 1972. | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Япония]] |
Текущая версия на 23:06, 31 мая 2023
Та-но ка́ми — япон. «божество поля».
- Ногами — «бог земледелия» — в северо-восточном районе Японии Тохоку.
- Сакугами — «бог урожая» — в префектурах Яманаси и Нагано.
————————————————————
В поздней народной японской мифологии божество, охраняющее посевы и обеспечивающее богатый урожай. В западных районах отождествляется с богом двора (усадьбы) Дзигами, в других местах — с богом гор Яма-но ками. На островах Сикоку и Кюсю много местностей, где чтят как божество поля Дайкоку — божество трапезы, позднее модифицировавшегося в бога богатства, поскольку для крестьянина представление о богатстве связано прежде всего с урожаем, с запасами риса. Распространен обычай ставить изображение Дайкоку на кухне, где варится рис и совершается трапеза.
Та-но ками предстаёт также как божество воды. На празднествах, посвященных богу поля, возле источника воды (колодца и др.) насыпают немного земли и укрепляют ветку дерева, цветок, кладут камень или ставят каменное изображение божества, держащего черпак для риса. Считается, что Та-но ками сходит на крестьянское поле с гор в январе или феврале, а в ноябре «возвращается домой», в горы. Однако главные празднества в его честь наступают во время посадки риса, в мае. Та-но ками на этих празднествах исполняется синтоистским жрецом в особой маске. В древнейшие времена Та-но ками приносились человеческие жертвы: на залитом водой рисовом поле зарывали живыми девушек (на этот обычай указывает японский этнограф и фольклорист Янагида Кунио). Позже этот обычай заменился чисто символическими действиями: девушек обмазывают грязью, взятой с рисового поля.
В некоторых местностях Японии празднества в честь Та-но ками являются одновременно празднествами в честь удзигами — божеств рода.
————————————————————
Литература
- Пинус Е. М. Одноимённая статья в MNME
- Синва дэнсэцу дзитэн (Японский мифологический словарь), Токио, 1975;
- Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь), Токио, 1972.