Ракшасы: различия между версиями
м |
|||
Строка 39: | Строка 39: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Версия 09:50, 1 июня 2023
В древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, ракшасы выступают главным образом врагами людей. В ведийской литературе ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям. Они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые[1], либо принимают обличье зловещих зверей и птиц[2]. Позднее о ракшасах обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т. п. Согласно «Махабхарате»[3], ракшасы — потомки Пуластьи, но по другим мифам, их создал Брахма, чтобы «охранять» (отсюда их имя) первозданные воды. «Рамаяна» рассказывает[4], что столицей ракшасов был город Ланка. Во многих мифах ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятию, становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа. Так, Рама и Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшасу Вирадху. Но как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал ракшасо. по проклятию Куберы, а теперь, благодаря Раме, навсегда избавился от своего ужасного облика[5]. В другой раз Рама сжигает ракшасу Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. И здесь из пламени появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращённый в ракшаса ударом ваджры Индры[6]. Среди многих эпитетов ракшасов наиболее употребительны: нишичары — «странствующие в ночи», и ятудханы — «бродяги». С ракшасами часто идентифицируются другие виды злых духов, например пишачи. В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME