Банник: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне»)
Строка 188: Строка 188:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Славяне]]

Версия 15:37, 1 июня 2023

Описание

ба́нник
• анчутки банные; баенная нечисть; ба́енник; баенный (~ жихарь, ~ нечистик, ~ хозяин, ~ шишок); баенок; баешник; байник; байничек-девятиугольничек; байнушко; байный шашко; банна жихоня; ба́нный (~ые анчутки, ~ые лешие, ~ апостол, ~ дедушка); баянник; баянный (~ дедушка, ~ пастен); дедушка банный; дядины ребята; жировик; жихарь (~ баенный); жихоня банна; забаенник; ман; нечистик баенный; нечисть баенная; одёрышек; пастен баянный; полубаешник; хозяин баенный; черт; шашко байный; шишига; шишко; шишок (баенный ~)
• баенная матушка; байниха; байница; банниха; обдериха[1]
белорус. ла́зьник
—————————




В восточнославянской мифологии (у русских и белорусов) один из домовых духов — обитатель бани. Роль банника определяется значением бани в быту; в районах, где мылись в печах, о нём редко упоминают. Поскольку у каждой семьи была своя баня, банник является духом, связанным с конкретной семьей, но, в отличие от домового, преимущественно злым по отношению к человеку.




Банник живёт за каменкой или под полком (полоком), откуда часто слышны его стоны, хохот и вой. Пар в топящейся бане временно выживает банника, а в нетопленой он живет всегда. Обычно он невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку, которую раз в году кладет сушить на каменку, где её можно взять в полночь, если заметишь[2]), но может показываться в облике человека или животного. Чаще всего его описывают как:

• длинноволосого голого старика, покрытого грязью и листьями от веников;
• черного человека с длинными волосами — Новгородская губ.;
• являющийся в полночь уродливый гигант с грязным веником под мышкой — Калужская губ.;
• босой мужичок небольшого роста с огненными глазами и взъерошенными волосами — Олонецкая губ.[3]

Считается, что банник моется в бане после двух-трёх смен, когда пар не столь горяч, и ему следует оставлять воду, мыло и веник. Говорят также, что моется он не чистой водой, а грязной, стекшей с тел мывшихся перед ним людей. Возможно поэтому банник отличается также своей вонью: запах псины в бане — верный признак того, что накануне после людей мылся банник.

Женская разновидность банника — обдериха, сходна с ним по виду (представляется как лохматая, страшная, иногда голая старуха или в облике кошки) и повадкам, но не принимает участия в гаданиях. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига — демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти — Владимирская, Саратовская губ. В одной бане может проживать целое семейство банных чертей, причем у хозяйки, баенной чертовки, в услужении проклятые дети.

Банник склонен к проказам и может представлять опасность для моющихся. К бане, где балуется банник, страшно подойти: все там кто-то словно веником парится, особенно по ночам. Даже приготовление бани — опасное дело, на которое девушка или женщина шла с замиранием сердца. Он не любит и вредит:

• тем, кто парится по ночам (после захода солнца, в полночь);
• парящимся в четвертую смену;
• пьяным

Считается что разбаловавшийся или рассерженный банник может:

• поднять в бане вихрь, заставить плясать веники — Владимирская губ.;
• напустить угару;
• испугать до полусмерти, прикинувшись человеком;
• бросаться раскалёнными камнями (песком) с печи;
• зашпарить, обварить (облить или обрызгать) кипятком;
• задушить (задавить) моющегося или заночевавшего в бане[4];
• растерзать, содрать с него кожу живьём и положить её на печь-каменку[5].

Впрочем, банные черти могут взять человека не всегда, а лишь в злые минуты[6].

«Один торговец, поздно вернувшись в субботу домой, решил помыться. Налил в таз воды, влез на полок — а из-под полка вылез огромный страшный черный мужик с глазами с чайные блюдца: спиной уперся в потолок, а плечи, шея и голова повисли вниз. В руках он держал громадный веник. „Ты хочешь попариться?“ — спросил банник торговца и наперекрест ударил его веником, так что торговец без памяти упал на пол, здесь и нашли его домашние: без языка, без движения».

«Раз в такой бане, где баловался банник, мылись шесть баб. Одна уронила огромный, в фунт весом, кусок мыла. А пол в бане был чистый, добротный, как в избе. Смотрели, искали — нет мыла. На другой день нашли: лежит кусок посреди бани на самом видном месте, дедушка банный пошутил и отдал».[7]

«Подъезжает к избе барин, просит хозяина баньку стопить, а дело к ночи. Хозяин посылает свою жену приготовить баньку, вымыть барина и попарить. Ждут их, ждут — не дождутся. Не утерпел хозяин, заглянул в окошко байны, а там барин сидит на полку и с бабы кожу снимает. Хозяин закричал, побежал за народом. Прибежали: на окошке сто рублей денег, а на полку баба ободрана лежит; барина, кучера и тройки — как не бывало».[8]

Видеть или слышать банника — всегда к несчастью.

«В Пасху крестьяне заметили, что в одной бане открыта дверь, и посреди пола сидит женщина — банник, волосы до полу, моется. В том же году баня сгорела.
Или еще: одна молодица топила баню, а муж ее не любил. Вдруг слышит голос банника: „Топи жарчее, пойдет кожа ходчее“. Приготовила баню, муж помылся, а крест забыл и послал молодую жену за крестом. Банник снял с нее кожу и насадил на полок, а на голову шайку положил».[9]

Как оборотень банник способен принять вид не только человека, но также кошки, собаки, белого зайца, etc., и в таком виде может пугать не только в бане, но и поблизости от нее.

«Пошли девки по ягоды и стали друг дружку шутя банником пугать. Он и явился белой коровой. Девки испугались, побежали, а когда оглянулись, видят — вместо коровы два человека стоят: нагие, волосы косматые — банник с банницей. И все сгинуло. А в соседней бане в это время девка сгорела».[10]

Банник ревностно относится к своей территории, так, например, если на банище — месте, где стояла баня, поставить дом, банник может в отместку передушит домашний скот. На ночлег банный пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банный пастырь охраняет от всякой нечистой силы — овинника, мертвецов и др. Был случай, когда леший хотел однажды затаскать человека в бане, а банный пастырь не позволил: «Нет, нельзя, он у меня просился!»
Одному мужику, зашедшему в баню переночевать, чертовка дала в жены проклятую девушку, с богатым приданым.

В крестьянских семьях в бане часто происходили роды. По одним поверьям, банник благоволит родильницам и пускает пожить три—шесть дней, а в Новгородской губернии и вовсе считали, что банник поселяется в бане лишь после того, как в ней побывает роженица[11]. По другим — он родильниц не любит и покидать их в бане одних нельзя, особенно опасно оставить в бане спящую молодую мать или ребёнка. Во время сна банник может подменить младенца. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, либо в банный веник.

О болезни, неизвестно отчего прикинувшейся, говорили: «из бани вынес». От баенной нечисти, болезни, напущенной обдерихои, лечили только знахари с помощью особых заговоров. Например, такого содержания:

«Вставал благословясь и пошел перекрестясь из избы дверьми, со двора воротьми, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая шалга, на той шалге трава не растет и цветы не цветут, и также у раба Божия (имярек) не было бы ни чирея, ни вереда, ни баенной нечисти».



В одиночку в банях стараются не париться, также не остаются в ней слишком поздно. Чтобы защититься от вредоносных действий банника, задобрить его:

• под порогом бани хоронят задушенного черного петуха или курицу;
• впервые направляясь мыться в новую баню, для банника (как и для домового) берут хлеб-соль и оставляют на полке в бане;
• спрашивают у банника разрешения перед тем, как затопить баню и перед тем, как войти в неё (из предбанника);
• в Смоленской губернии, всходя на полок париться, говорили: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка!»[12];
• не ходят мыться в четвёртый (в третий — Архангельская губ.) пар, оставляя его баннику;
• баннику также оставляют веник, воду в лохани, кусок мыла, etc., чтобы и он мог попариться[13];
• выходя из бани банника благодарят (или просят у него прощения), например: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке!» — Архангельская губ.[14];
• в случае необходимости от банника убегают особым образом — задом наперед.

У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить» — так трижды. Входя в баню, отворяют дверь из предбанника и, как только за ручку двери возьмутся, три раза переговаривают: «Банный хозяин, пусти меня в баню попариться!» Уходя из бани, говорят: «Прости меня, пастырь! Оставайся, пастырь!» (Завойко-1917, 39).

Банник боится креста, но с нательным крестом в нее не входят и образов в бане не вешают[15]. Не полагается также ходить в баню с молитвой, хотя говорится и о том, что молитва помогает избежать каверз банника. Человек, посетивший баню, считавшуюся «поганой» (нечистой), не мог идти в тот же день в церковь.

Как место нечистое, баня использовалась в святочных гаданиях, обычно происходило следующим образом: в полночь девушки задрав юбки подходят к бане и просовывают снаружи в дверь бани заголённое тело, или подходят к челу каменки, или суют руку в дымник. Банник же либо бьет гадающую когтистой лапой — к беде, либо нежно гладит большой мохнатой и мягкой, словно шелковой, ладонью — к счастью. По другой версии, если банник прикоснется мохнатой рукой — будет жених богатый, если голой — бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, банник может сковать пальцы железными кольцами.

«Собрались на Святки девушки на беседу, а ребята рассердились на них и не пришли. Сделалось скучно, одна девка и говорит подругам: „Пойдемте, девки, слушать к бане, что нам баенник скажет“. Пошли. Одна и говорит: „Сунь-ка руку в окно, банник насадит тебе золотых колец на пальцы“. Та и сунула. Банник ее за руку схватил и колец насадил, да железных: все пальцы сковал в одно место, так что и разжать их нельзя было. Кое-как выдернула она из окна руку, прибежала в слезах домой, лица на ней нет от боли, руку показывает: „Вот, девушки, смотрите, каких колец банник насажал! Как же я буду жить с такой рукой? И банник-от страшный: весь мохнатый, рука-то у него такая большая и тоже мохнатая. Как насаживал мне кольца, я все ревела. Теперь уж не пойду к баням слушать“».[16]



00-00-000-000.jpg

Смотри:

Славянская мифология
Баня

Смотри также:



Подменыш
Овинник
• Гадания

———


Хлеб
Курица

Библиография

MNMEИванов В. В., Топоров В. Н., Банник // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.1
SMESИванов В. В., Топоров В. Н., Банник // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
— Русский демонологический словарь
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. Т.1 < SMES

Примечания и комментарии

  1. На Пинеге и Печоре — Черепанова, 58-59; Подвысоцкий, 3.
  2. Георгиевский, 60
  3. Георгиевский, 60
  4. В том числе Олонецкая губ. (Георгиевский, 60).
  5. В том числе Олонецкая губ. (Георгиевский, 60).
  6. Завойко-1917, 35
  7. Калужская губ.
  8. Перетц, 10
  9. Богатырев, 58
  10. Шенкурский уезд
  11. Перетц, 10
  12. Афанасьев-2, 69 — 70
  13. Афанасьев-2, 69 — 70
  14. Подвысоцкий, 3
  15. Харузин, 327
  16. Максимов, 53-54