Кугу-юмо: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Собака» на «Собака»)
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 33: Строка 33:
 
:[[Внутренности]]
 
:[[Внутренности]]
 
:[[Искры]]
 
:[[Искры]]
:[[Огниво]]
+
:Огниво
 
|}
 
|}
  
Строка 39: Строка 39:
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Смирнов И. Н., Черемисы, Казань, 1889
 
*Смирнов И. Н., Черемисы, Казань, 1889
[[Категория:Финно-угорская мифология]]
+
[[Категория:Финно-угры]]

Текущая версия на 19:44, 1 июня 2023

Куго-юмо — «Великий бог»
Юмо

В марийской мифологии высший бог. Обитает на небе, где у него много скота. Возглавляет иерархию небесных богов (боги солнца, грома и т. д.) и низших земных богов (боги хлеба, скота и т. д.). По-видимому, Кугу-юмо — обожествлённое небо (родствен финскому Юмале); ветер — его дыхание, радуга — лук. Первоначально Кугу-юмо был далёк от людей.

В космогонических мифах Кугу-юмо — демиург, противостоящий творцу зла, своему младшему брату Керемету (которого он, согласно некоторым мифам, изгнал с неба за непослушание).

  • Кугу-юмо велел Керемету, плававшему в водах первичного океана в облике селезня, нырнуть и достать земли со дна.

Керемет сделал это, но часть земли утаил в клюве.

  • Кугу-юмо дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами, Керемет же выплюнул утаённую часть и создал горы.
  • Кугу-юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, не имевшую шкуры.

Керемет соблазнил собаку шубой и оплевал человека. Возвратившись, бог проклял собаку, а человека вынужден был вывернуть наизнанку, и тот стал подвержен болезням и греху из-за оплёванных Кереметом внутренностей.

  • Кугу-юмо сотворил также добрых духов из искр, высекаемых огнивом; Керемет подсмотрел способ творения и создал злых духов.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Демиург

Юмала
Керемет

Собака
Шкура
Внутренности
Искры
Огниво

Литература

  • Одноимённая статья в MNME
  • Смирнов И. Н., Черемисы, Казань, 1889