Ажи-Дахака: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
  
 
Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака.
 
Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 28: Строка 28:
 
:[[Траэтаона]]
 
:[[Траэтаона]]
 
:[[Индра]]
 
:[[Индра]]
:[[Демавенд]]
+
:Демавенд
 
:[[Керсаспа]]
 
:[[Керсаспа]]
 
:[[Заххак]]
 
:[[Заххак]]
Строка 37: Строка 37:
 
*Лелеков Л. А. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Лелеков Л. А. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Wikander S., Histoire des Ouranides, «Cahiers du Sud», 1962. No 314 < MNME
 
*Wikander S., Histoire des Ouranides, «Cahiers du Sud», 1962. No 314 < MNME
[[Категория:Иранская мифология]]
+
[[Категория:Иран]]

Текущая версия на 15:40, 2 июня 2023

Ажи-Дахака — авест.

В иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь — узурпатор, захвативший власть над Ираном.

  • В «Авесте» трёхглавый, шестиглавый дракон Ажи-Дахака совершает жертвоприношения божествам Ардвисуре Анахите и Вайю.
  • В «Замьяд-яште» (XIX 37) он — соперник бога огня Атара в борьбе за символ царского суверенитета фарн.
  • В «Яште» (XV 19-21) изображён праведным зороастрийцем.

Имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии.

Победоносным противником Ажи-Дахака в иранской традиции выступает Траэтаона, вариант общеиндоевропейского «третьего сына» — драконоборца. В иных традициях победитель трёхглавого дракона обычно бог-громовержец или демиург (Индра и т. д.). Победа Траэтаоны над Ажи-Дахаком не окончательная, он будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира Ажи-Дахака вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки другого иранского драконоборца Керсаспы.

Образ Ажи-Дахака подвергся историзации; ранее дракон он постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царём Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание Ажи-Дахака. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе Ажи-Дахака.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология
Змей
Дракон

Ажи
Ардвисура Анахита
Вайю
Атар
Заратуштра
Ахи Будхнья
Эхидна
Траэтаона
Индра
Демавенд
Керсаспа
Заххак

Фарн

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Wikander S., Histoire des Ouranides, «Cahiers du Sud», 1962. No 314 < MNME