Брахман: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 18: Строка 18:
 
*использование соответствующего корня для обозначения известной категории жрецов, варны брахманов;
 
*использование соответствующего корня для обозначения известной категории жрецов, варны брахманов;
 
*определённых текстов (брахманы — комментарии к ведийским гимнам) и их частей и т. д.
 
*определённых текстов (брахманы — комментарии к ведийским гимнам) и их частей и т. д.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 38: Строка 38:
 
*Renou L., Sur la notion de Brаhman. «Journal Asiatique», 1949, t. 237, p.&nbsp;7-46 < MNME
 
*Renou L., Sur la notion de Brаhman. «Journal Asiatique», 1949, t. 237, p.&nbsp;7-46 < MNME
 
*Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91-129 < MNME
 
*Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91-129 < MNME
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 08:00, 3 июня 2023

Бра́хман — др.-инд. brбhman, n., также brahmбn, m.
сопоставимо с индо-европ. bhelgh- — «вздуваться», «вспухать»
ср.:
авест. barрsman-
санскр. barhis — «связка травы», «подстилка для жертвоприношения»; отсюда, видимо, идея основания, опоры

В ведийских текстах встречаются обе формы (brбhman, brahmбn), которые соответственно могут быть сведены к следующим основным значениям:

1. Высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. Как и атман, брахман недоступен словесному описанию и часто (напр., в упанишадах) характеризуется негативно, набором отрицательных определений или сочетанием противоположных признаков. Его тождество с атманом — кардинальное положение индуизма.
2. Верховный бог, творец, проявление первого (см. Брахма).

Оба указанные значения играют определяющую раль, с одной стороны, в этико-философских течениях индийской мысли (веданта), с другой — в религиозной жизни, мифологии, ритуале различных течений индуизма. При этом они не всегда чётко разграничивались и способны были совмещаться в представлении индуистов.

Слово «брахман» играет первостепенную роль в индуистской лексике — ср.:

  • брахман в значении «молитва», «молитвенная формула»;
  • обозначение вселенной как «яйца Брахмана» (брахманда);
  • небесного мира как «мира Брахмана» (брахмалока);
  • использование соответствующего корня для обозначения известной категории жрецов, варны брахманов;
  • определённых текстов (брахманы — комментарии к ведийским гимнам) и их частей и т. д.
00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Атман
Брахма

Брахманы
Брахманда
Брахмалока

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Топоров В. Н., О брахмане. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, М., 1974, с. 20-74 < MNME
  • Charpentier J., Brahman. Eine Sprachwissenschaftlich — exegetisch — religionsgeschichtliche Untersuchung. 1-2, Uppsala" 1932 < MNME
  • Renou L., Sur la notion de Brаhman. «Journal Asiatique», 1949, t. 237, p. 7-46 < MNME
  • Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91-129 < MNME