Вамана-аватара: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
В основе этой аватары лежит космогонический миф «Ригведы» о трех шагах Вишну<ref>РВ I 22,17; I 154; I 155,4 и др.</ref>. | В основе этой аватары лежит космогонический миф «Ригведы» о трех шагах Вишну<ref>РВ I 22,17; I 154; I 155,4 и др.</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
:[[Патала]] | :[[Патала]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Карлик]] | + | :[[Карлики|Карлик]] |
:[[Шаги]] | :[[Шаги]] | ||
|} | |} | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 16:35, 3 июня 2023
5-е воплощение Вишну, который в этом облике возвращает богам потерянную ими власть над миром. Царь дайтьев Бали, внук Прахлады, благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой — тремя мирами (небом, землей, подземным миром) и подчинил богов. Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие даитьи, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир — паталу (разрешил раз в год посещать потерянное царство ?).
В основе этой аватары лежит космогонический миф «Ригведы» о трех шагах Вишну[1]. |
См. также: |
Черновые материалы
BDGS Если четыре первых воплощения Вишну относятся, как правило, к древнейшим временам, то его человеческие образы, скорее, более позднего происхождения.
Властитель демонов распространил свою власть над землей, небом и подземельем (три мира!). Он старается все время упражняться в своих искусствах и приумножить их, и вот как-то в такой "момент к ним приходит Вишну в виде маленького карлика и просит у него кусочек земли — всего-то размером в три шага. Когда страшный асур идет на эту сделку, Вишну принимает свой нормальный, то есть космически гигантский, вид и в три шага покрывает всю Вселенную, которая отныне и на все времена принадлежит богам.
Мистики видят в этом идею тождественности между подземельем (адом), миром людей и божественными небесами, которые являются на деле всего лишь различными возможностями взглянуть на одно и то же. Карлик может тремя маленькими шажками объять все эти царства. Это значит, что, стоит настроить себя — и, не сходя с места, можно увидеть весь окружающий тебя мир как место шабаша демонов, как бесконечную борьбу хорошего с дурным и, наконец, как авансцену, на которой боги утверждают свой порядок.
Индийские карты с картинками, которые часто сравнивают с картами Тарот, изображают десять аватар. При этом в Индии не считается, что это — профанация мифологии. Даже если игрок, захваченный страстью игры, вовсе не думает о символах, все равно в подсознании он отмечает символические детали, поэтому и во время игры творит угодное богам дело.
На картах с аватарами-животными рисуют рыбу, черепаху, вепря, кошку, но когда дело доходит до карлика, то обычно оказывается достаточно символизирующего его круглого зонтика, который карлик обычно держит в руке на храмовых изображениях.
Индийские священники — брамины — нередко носят зонтик как знак своей власти (как и сосуд с водой, ведь и Вишну в этой аватаре держит сосуд). Но ведь это — и символ карлика (гнома) под грибом. Все шаманы в Европе и Азии пытаются отыскать магическую силу в священных грибах, да и в европейских сказках гномы в качестве зонтиков часто держат над головой грибы.
Карлик-божество, который тремя шагами пробегает всю Вселенную, соответствует мальчику с пальчик из наших сказок, который нашел «семимильные сапоги» и побеждает всех злодеев.
Таким образом, перед нами предстает картинка из древнейшего времени, когда правили шаманы, когда человек постигал опасное искусство экстаза и мистических представлений и когда он вдруг чувствовал себя, хотя сам был невелик и немощен, куда более могущественным, чем дикая окружающая природа.
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ РВ I 22,17; I 154; I 155,4 и др.