Дагомейская мифология: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
  
 
Каждый пантеон имел у фон своё жречество и своих посвящённых.
 
Каждый пантеон имел у фон своё жречество и своих посвящённых.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 44: Строка 44:
 
*HerskоvitsM. J., Dahomey, An ancient West African kingdom, v. 2, N. Y., 1938 < MNME
 
*HerskоvitsM. J., Dahomey, An ancient West African kingdom, v. 2, N. Y., 1938 < MNME
 
*Herskovits M. J. and F. S., Dahomean narrative, Evanston, 1958 < MNME
 
*Herskovits M. J. and F. S., Dahomean narrative, Evanston, 1958 < MNME
[[Категория:Африканских народов мифология]]
+
[[Категория:Африка]]

Текущая версия на 19:41, 3 июня 2023

Комплекс мифологических представлений дагомейцев (южные и центральные районы современного Бенина), ядро которых составили племена фон. Дагомейская мифология типологически близка йоруба мифологии, что, возможно, отчасти обусловливается взаимовлиянием и непосредственными заимствованиями. Так, например, согласно преданию фон о царе Дагомеи Тегбезу (XVIII в.), культ Фа и связанная с ним система гадания пришли к фон из священного города йоруба Ифе.

Главой развитого политеистического пантеона в мифах фон выступает Маву-Лиза — «небесное» божество с недостаточно отчётливо выраженными качествами (deus otiosus). Более чётко вырисовывается его функциональная роль: он — вождь пантеона и прародитель (согласно другим вариантам мифа о сотворении мира, прародителем являются Айдо-Хведо, Нана-Булуку). Главенство Маву-Лиза в значительной мере номинально: он передал управление природой, людьми произошедшим от него богам, за каждым из которых закреплена определённая, всегда конкретная область деятельности (ср. Олорун, Имана, Катонда, Вамара). Эти, стоящие на второй ступени иерархии, боги возглавляют соответствующие пантеоны богов:

  • земли — Да Зоджи,
  • грома — Хевиозо,
  • моря — Агбе и др..

Им подчинены их дети — младшие божества, имеющие чётко очерченные обязанности и положение, фактически осуществляющие власть (напр., пантеон, возглавляемый Хевиозо, составляют его сыновья: Аден, Аколомбе, Аджаката, Гбвезу и др.).

Каждый пантеон имел у фон своё жречество и своих посвящённых.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Африканских народов мифология
Йоруба мифология

Фа
Маву-Лиза
Айдо-Хведо
Нана-Булуку
Олорун
Имана
Катонда
Вамара
Да Зоджи
Хевиозо
Агбе
Аден
Аколомбе
Аджаката
Гбвезу

Литература

  • Котляр E. С. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  • Cornevin R., Histoire du Dahomey, P., 1962 < MNME
  • его же, Le Dahomey, P., 1965 < MNME
  • Forbes F. F., Dahomey and the Dahomans, v. 1-2, L., 1966 < MNME
  • Hazoumй P., Le pacte de sang au Dahomey, P., 1937 < MNME
  • HerskоvitsM. J., Dahomey, An ancient West African kingdom, v. 2, N. Y., 1938 < MNME
  • Herskovits M. J. and F. S., Dahomean narrative, Evanston, 1958 < MNME