Йоруба мифология: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
  
 
В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную «историю» государств. В этих преданиях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.
 
В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную «историю» государств. В этих преданиях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 29: Строка 29:
 
:[[Ифа]]
 
:[[Ифа]]
 
:[[Элегба]]
 
:[[Элегба]]
:[[Ойя]]
+
:Ойя
:[[Олоса]]
+
:Олоса
 
|}[[Файл:00-03-047-000.jpg|250px|thumb|right|Священный сосуд|ссылка=Special:FilePath/00-03-047-000.jpg]][[Файл:00-03-048-000.jpg|250px|thumb|right|Культовая маска йоруба|ссылка=Special:FilePath/00-03-048-000.jpg]][[Файл:00-03-049-000.jpg|250px|thumb|right|Они, царь жизни. XII-XIV вв.|ссылка=Special:FilePath/00-03-049-000.jpg]][[Файл:00-03-050-000.jpg|250px|thumb|right|Сумка для гадательных атрибутов|ссылка=Special:FilePath/00-03-050-000.jpg]]
 
|}[[Файл:00-03-047-000.jpg|250px|thumb|right|Священный сосуд|ссылка=Special:FilePath/00-03-047-000.jpg]][[Файл:00-03-048-000.jpg|250px|thumb|right|Культовая маска йоруба|ссылка=Special:FilePath/00-03-048-000.jpg]][[Файл:00-03-049-000.jpg|250px|thumb|right|Они, царь жизни. XII-XIV вв.|ссылка=Special:FilePath/00-03-049-000.jpg]][[Файл:00-03-050-000.jpg|250px|thumb|right|Сумка для гадательных атрибутов|ссылка=Special:FilePath/00-03-050-000.jpg]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
Строка 42: Строка 42:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Африканских народов мифология]]
+
[[Категория:Африка]]

Текущая версия на 09:13, 4 июня 2023

Комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане — на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того.

У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов и духов. Главнейшие божества: Олорун, Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа, Элегба. Глава пантеона — Олорун («хозяин неба»), передавший, однако, управление небесным сводом и миром созданному им Обатала, который сделал из глины первых людей — мужчину и женщину. Согласно другому варианту мифа, не Обатала, а Ориша Нла управляет божествами, но он подчинён Олоруну и совершает работу созидания по его поручению; он создал сушу, формует из земли тела людей, жизнь которым даёт Олорун. Многие божества наделены функциями хранителей деревень, городов, племён и семей.

Мифология йоруба отличается от менее развитых мифологических представлений ряда других народов Западного Судана (эве, чи и др.) по преимуществу антропоморфными образами богов, тенденцией к переходу локальных божеств в число основных богов пантеона[1]), к слиянию отдельных божеств в обобщённые божества; например:

  • у эве каждая гора имела своего духа, а в мифологии йоруба фигурирует обобщённое божество гор — Оке;
  • вместо множества местных морских божеств у народов побережья Западной Африки в йорубском пантеоне — бог моря Олокун.

Мифология йоруба имеет много общего с дагомейской мифологией (фон). Известное сходство мифологий этих народов обусловливается, по-видимому, как типологической общностью их представлений, так и непосредственным влиянием и даже заимствованием.

В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную «историю» государств. В этих преданиях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Дагомейская мифология
Ориша

Олорун
Обатала
Одудува
Шанго
Огун
Олокун,
Ориша Око
Ориша Нла
Ифа
Элегба
Ойя
Олоса
Священный сосуд
Культовая маска йоруба
Они, царь жизни. XII-XIV вв.
Сумка для гадательных атрибутов

Литература

  • Котляр E. С. Одноимённая статья в MNME
  • Фробениус Л., Детство человечества, пер. с нем., СПБ, [б. г.] < MNME
  • Desplagnes L., Le plateau central Nigйrien, P., 1907 < MNME
  • Ellis A. В., The yoruba-speaking peoples of the slave coast of West Africa, L., 1894 < MNME
  • Forde D., The yoruba-speaking peoples of South-Western Nigeria, L., 1951 < MNME
  • Idowu E. B., Olуdumare. God in Yoruba belief, L., 1962 < MNME
  • Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria, v. 1-4, L., 1926 < MNME

Примечания

  1. Таковыми стали Ойя — богиня реки Нигер, Олоса — богиня лагуны Оса и др.