Моу-нямы: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 18: Строка 18:
 
*Дя-меню’о у энцев.
 
*Дя-меню’о у энцев.
 
Вероятно, образ Моу-нямы отражает пра-самодийские представления, модифицированные в духе характерных для ряда субарктических мифологий анимизма и культа матерей природы.
 
Вероятно, образ Моу-нямы отражает пра-самодийские представления, модифицированные в духе характерных для ряда субарктических мифологий анимизма и культа матерей природы.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 02:46, 5 июня 2023

Мо́у-нямы — нганасанск. «земля-мать»

В самодийской мифологии (у нганасан) родительница и покровительница всего живого, наиболее почитаемое из женских божеств — матерей природы. Обычно представляется в виде огромного существа, на котором обитают все люди и животные, подобно насекомым в шкуре зверя; шкура Моу-нямы (трава, мох) «линяет» (обновляется) каждую весну.

Согласно одному из космогонических мифов, вначале эта шкура была покрыта льдом; дети Моу-нямы, зооморфные духи дямада, послали птичку ущипнуть её и обратить её внимание на то, как им холодно и неудобно жить. Моу-нямы сблизилась с «солнцем-матерью» Коу-нямы — лёд растаял и установился современный климат.

Согласно другим мифологическим представлениям, Моу-нямы — демиург, совместно с «сиротой-богом» Дёйба-нгуо (по некоторым данным, её братом или мужем) или «огнём-матерью» Туй-нямы устраивающий землю (убирает глину под воду, создаёт лес, помещает в реки рыбу и т. д.).

Моу-нямы — подательница глаз, она даёт их ещё при зачатии, а затем они обрастают плотью[1].

С представлением о земле как о живом существе, способном чувствовать боль, связаны запреты колоть её ножом, забивать в неё колья и т. д.

К Моу-нямы обращались с просьбами об удачном промысле на диких оленей, о благополучном исходе родов; при этом совершались жертвоприношения: землю «кормили» кровью и некоторыми органами жертвенных животных, совершались особые обряды с идолами (койка), представлявшими Моу-нямы. В ряде отношений образ Моу-нямы сходен со старухой-покровительницей в мифологиях других самодийских народностей, таких как:

  • Ылэнта-кота у селькупов,
  • Я-небя (Я-мюня) у ненцев,
  • Дя-меню’о у энцев.

Вероятно, образ Моу-нямы отражает пра-самодийские представления, модифицированные в духе характерных для ряда субарктических мифологий анимизма и культа матерей природы.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Самодийская мифология
Богиня-мать
Демиург
Земля

Дямада
Дёйба-нгуо
Туй-нямы
Коу-нямы
Ылэнта-кота
Я-небя
Я-мюня

Насекомые
Трава
Шкура
Глаз

Литература

  • Хелимский Е. А. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Ср. обязательный для нганасан ритуал вырезания глаз у убитого на охоте животного и предания их земле; считалось, что это позволяет Моу-нямы использовать глаза повторно.