Летучая мышь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «[FRENCHGLOSSAR]» на «FRGL»)
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 37: Строка 37:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
 
__TOC__
 
__TOC__
 
См. также:
 
См. также:
Строка 114: Строка 114:
  
 
Пара летучих мышей означает добрые пожелания; эмблема бога долголетия Шу-Синга.
 
Пара летучих мышей означает добрые пожелания; эмблема бога долголетия Шу-Синга.
 
[[Файл:chi-001.jpg|200px|ссылка=Special:FilePath/Chi-001.jpg]]
 
  
 
Пять летучих мышей олицетворяют пять благодатей (счастливых благ):
 
Пять летучих мышей олицетворяют пять благодатей (счастливых благ):

Текущая версия на 14:13, 5 июня 2023

летучая мышь; нетопырь
греч. nykteris
лат. vespertilio
————

chauve-souris bat (mammal). FRGL

Chauve-souris Animal très rare, elle est posée de front, les ailes étendues. 1887 Meuble très rare. La chauve-souris est posée de front les ailes étendues. 1899 Meuble de l'écu représentant au naturel cet animal. 1901 Représentée posée de front, les ailes étendues dans certaines armes.

[ghhe]


Ночное млекопитающее двойственная природа которого («летающее млекопитающее», мышь и птица) привлекла к нему внимание во многих культурах. Нетопыревые (Vespertilionidae) составляют семейство рукокрылых (более 150 видов), что значительно больше трети всех видов этого отряда. К семейству, распространенному повсеместно, относятся обыкновенные представители рукокрылых (кожаны, нетопыри, ушаны, курносая летучая мышь).

Собственно Нетопырь (Vespertiliо) — один из родов семейства Vespertilionidae:

  • Большой нетопырь, обыкновенная летучая мышь, серая летучая мышь (V. murinus Schreb.),
  • Водяная летучая мышь (V. Daubentonii Leisl.).

На Западе считаются зловещими существами, вцепляющимися прежде всего в волосы человека.

Достоверные сообщения о питающихся кровью (вампиры, кровососы, десмодусы) видах Южной Америки вызывают в Европе страх перед безобидными истребителями комаров.

Основные значения:

  • андрогинность;
  • бегство от света, яркого дня, нормального порядка вещей, ночная жизнь;
  • сон, тьма, слепота, смерть, меланхолия]], черная магия, несчастье, страх;
  • странствия душ;
  • хитрость, хищность, безумие

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные
Птица
Мышь


Африка

В мифах предстаёт как исключительно умное животное: в полете оно не сталкиваются ни с чем и никогда.

Имеет двойственное значение: проницательность и тьму (неясность).

Древний Восток

В Древнем Вавилоне верили, что это — злые духи, призраки, души умерших людей.

Античность

Символ бдительности, их открытые глаза должны были преодолевать сонливость.

Дочери царя Минаса, властителя города Орхоменоса (Беотия), предпочитали прядение участию в вакханалиях. Разгневанный Дионис превратил девушек в нетопырей (Овидий «Метаморфозы»).

Кожистые крылья летучих мышей — атрибут богинь мщения эриний.

Демонические существа, общающиеся с подземным царством Плутона-Гадеса.

Резвятся и пищат, как летучие мыши, души мертвых в загробном мире (Одиссея).

В греческих сказаниях и баснях изображаются как существа хитрые и умные, но с опаской перед ними.

У Эзопа нетопырь обладает хитростью и мудростью, ибо ориентируется и охотится в полном мраке.

Капли крови летучих мышей под подушкой женщины должны благословить её детками.

Летучие мыши использовались против муравьев, гусениц, саранчи и змеиных укусов.

Тогда, как это ещё делается во многих сельских местностях, летучие мыши прибивались гвоздями к дверям как средство защиты от злых духов ночи и колдовства.

Шутливое наименование ночных страстей любви человеческой и их объектов.

Европа

Фольклор

Финский — душа спящего становится нетопырем, возвращаясь утром. Потому нетопырей днем никто не видит.

Чешский — правый глаз нетопыря может сделать человека невидимым.

Славяне

Нечистое животное, соединяющее в себе свойства птицы и «гада» (мыши, лягушки). Л. м. болгары считают птицей, которая выводится из яйца. Диалектные названия Л. м. сближают ее как с птицей, так с мышью и лягушкой. Названия типа «полумышь-по-луптица», «полуптица-полумышь» встречаются у словенцев и хорватов. В древнерусском сказании о птицах Л. м. просит птиц: «Приим’Ьте и мене до себе и упиигЬте мене в кныги животн!я до живота своего; не знаю бо, хто мене сотво-ривъ: если Богь, то людемъ на посм-Ьхъ, а если чортъ, то его брать, бо я не птахъ; когда мишоч1й судъ будетъ, то я буду птахою, а коли пташый судъ будетъ, то я буду мишою». Согласно болгарской легенде, в Л. м. Бог превратил беглого преступника. Она укрывается от людей и животных и появляется лишь ночью. Перед животными выдает себя за птицу, показывая свои крылья, а перед птицами — за животное, показывая голову и ноги.

Согласно русским, украинским и польским поверьям, Л. м. становится обычная мышь, съевшая что-нибудь освященное: свечу, кусок кулича или мясо. Поляки верят также, что в Л. м. превращается семилетняя мышь, избежавшая кошачьих когтей.

Л. м. тесно связана с нечистой силой. Украинцы считают ее другом черта, поляки — злым духом, душой спящей ведьмы и вампиром, белорусы — душой умершего колдуна, лужичане — вампиром, русские — кикиморой. Поляки верят, что ведьмы, взяв под мышку листья, могут делать из них Л. м. и выпускать их прямо из подмышки.

В Польше, Белоруссии и на Украине считается опасным, если Л. м. вцепится в волосы. Она вызывает появление колтуна, тащит человека в колодец и топит в нем, отрывает голову, вкручивается в голову и съедает мозг, делает человека безумным. Если она вырвет прядь волос, человек иссохнет и умрет.

Способность Л. м. предохранять от сглаза объясняют слепотой этого животного. Крыло, голову, кожу Л. м. зашивают в одежду для защиты от сглаза (у болгар, македонцев) или от пули (у лужичан). В Польше Л. м. вешают в конюшне как оберег коней от сглаза, прибивают к дверям для защиты от ведьмы.

Способность Л. м. «прилепляться», цепляться к отвесным поверхностям (ср. ее болг. название «прилеп») лежит в основе ряда магических действий. Болгары верят, что к человеку, носящему при себе Л. м., «прилепится» богатство. Л. м. или ее голову болгары вешают в амбаре, чтобы он был полон, в лавке — чтобы в ней было изобилие товара, а украинцы закапывают под порогом дома, чтобы иметь успех в денежных делах, кладут в сундук с деньгами, чтобы деньги прибывали сами собой. В Польше и Лужице игроки в карты имеют при себе Л. м., чтобы выиграть. Русские охотники на медведя берут с собой Л. м., считая, что в этом случае медведь непременно выйдет на охотника. Польские корчмари для привлечения пьяных прибивают Л. м. к стене корчмы.

Широко распространено использование Л. м. в любовной магии. Из обглоданного муравьями скелета Л. м. извлекают две косточки, одной из которой привораживают возлюбленного, а другой створаживают. В Болгарии девушки и парни, желающие вступить в брак, носят при себе Л. м., чтобы к ним «прилепился» тот, в кого они влюблены. Привораживающие свойства Л. м. связываются и с ее слепотой. Натерев руки высушенной Л. м., незаметно касаются плеча своего избранника или избранницы — «ослепляют» его, как говорят в таком случае болгары.

В Белоруссии больной лихорадкой три дня должен носить под мышкой завернутую в тряпку Л. м., а затем выпустить ее: считается, что, приняв на себя лихорадку, Л. м. отнесет ее далеко от человека. В Болгарии кровью Л. м. лечат ребенка от испуга и различных внутренних болезней.

Китай

В традициях Китая и Японии всегда считались приносящими благорасположенность Неба и богов, вестниками счастья и долговечности.

Как ночное животные, относится к инь.

Звучит одинаково со словом «счастье» (fu).

Ассоциируюется с удачей, счастьем, богатством, долгой жизнью и миром.

Пара летучих мышей означает добрые пожелания; эмблема бога долголетия Шу-Синга.

Пять летучих мышей олицетворяют пять благодатей (счастливых благ):

 — здоровье,
 — богатство,
 — долголетие,
 — мир,
 — счастье.

или:

 — долголетие,
 — богатство,
 — здоровье,
 — благонравие,
 — естественную смерть.

Широко используются в охранительной магии (пять летучих мышей с распростертыми крыльями). Особенно благословенными считались красные мыши, цвет которых отпугивает демонические силы.

В ряде провинций считалось, что нетопыри бессмертны; бытовало поверье, что в темных пещерах они живут вместе с душами умерших.

Япония

Горестное беспокойство, хаотическое состояние.

Мезоамерика

У майя в почитались под именем Цоц (особенно в племенах цоцили) как воплощение бога — хранителя племени (рода).

«Отрезающая головы летучая мышь» в мифах киче-майя — существо потустороннего подземного мира.

Летучая мышь-вампир — существо, порождающее жизнь. Как воплощение бога земледелия, символизировал процесс прорастания семян, и по аналогии — смерть, за которой следует возрождение благодаря действию солнечных лучей. Изображается падающим с неба, поливаемым проливным дождем — символ низвержения божественной субстанции на землю в момент прохождения Солнца через зенит, когда зарождается дождь, благодаря которому взойдет кукуруза.

Южная Америка

Вестник дождя.

Буддизм

Затемненное понимание.

Иудаизм

Олицетворяет нечистоту и идолопоклонство.

Христианство

В средневековой Европе вылетающий на охоту с наступлением глубоких сумерек нетопырь воплощает собой все, что таится от дневного света и людей:

  • черная магия,
  • колдовские чары;
  • тоска и меланхолия.

Летучие воплощали и возвещали несчастья и смерть. Существовало убеждение, что злые духи и демоны в образе нетопыря забираются в постели к женщинам и/или высасывают кровь из крепко спящих.

Также связывались с мудростью, находчивостью и местью.

Средневековые книги о животных отмечены положительным отношением к летучим мышам: рассказывается, что «там, где летучие мыши решаются на долгое пребывание, они прочно держатся друг друга и образуют цельную гроздь — вид взаимной поддержки, встречающийся у людей очень редко» (Унтеркирхер). Эти ценные признания о бесшумных рукокрылых, в противовес иным оценкам из более ранних зоологическо-символических книг, не закрепились, однако, в народных поверьях.

Св. Хильдегард Бингенская сообщает, что летучие мыши (Относимые ею к птицам) «летают особенно в такое время, когда, поскольку люди покоятся, духи гуляют вовсю». Она предполагает способность зверька впитывать болезнь, что видно из её рецепта: «Если кто желтухой страдает, то следует ему летучую мышь осторожно наколоть так, чтобы она жива осталась, и привязать к своей спине. Сразу после этого следует привязать её к животу и держать, пока не умрет».

«Птица дьявола». Крылья летучей мыши — непременный атрибут и воплощение Дьявола (В «Божественной комедии» Данте Люцифер на дне Ада взмахами своих нетопырьих крыльев нагонял в подземное царство холод, покрывающий всё льдом), Сатаны как падшего ангела и Князя Тьмы, который боится света.

Демонические существа (драконы, гиппогрифы и т. п.) также часто изображаются с крыльями нетопыря.

В картинах шабаша ведьм почти обязательно присутствуют летучие мыши.

Шерсть нетопыря — один из ингредиентов дьявольского варева в котле ведьм («Макбет» У. Шекспира).

Алхимия

Считался «родственником» дракона, Змея; и в то же время двуполым.

Геральдика

Способность сохранять полное хладнокровие в минуту опасности; хитрость.

Эмблематика

Как гибрид птицы и крысы олицетворяет лицемерие и двуличие, а как обитатель развалин — меланхолию.

Атрибут

  • персонифицированной Ночи;
  • сна;
  • персонифицированной Зависти (Invidia), которая не отваживается проявиться «днем ясным».

Психология

Божественный дух.

Ad vocem

«Слепой, как летучая мышь»

«Нетопырь в пустую голову не вцепится!»

Существует поверье, что летучие мыши любят вцепляться в волосы.

«Сон как смерть: свинцом нальются ноги, и нетопыря крылья закроют очи» («Сон в летнюю ночь» Шекспир).

Литература

  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 603—609 < SMES

Иллюстрации

Пять летучих мышей, означающих «долгую жизнь» в традиционной китайской символике счастья

Древнекитайский символ удвоенного счастья

Бог летучих мышей у майя. Аканцех. Северный Юкатан

Изображение на сосуде летучемышиного существа Цоц. Чама. Альта Вера Пас

Примечания и комментарии