Ракшасы: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии. | В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 14:43, 5 июня 2023
В древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, ракшасы выступают главным образом врагами людей. В ведийской литературе ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям. Они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые[1], либо принимают обличье зловещих зверей и птиц[2]. Позднее о ракшасах обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т. п. Согласно «Махабхарате»[3], ракшасы — потомки Пуластьи, но по другим мифам, их создал Брахма, чтобы «охранять» (отсюда их имя) первозданные воды. «Рамаяна» рассказывает[4], что столицей ракшасов был город Ланка. Во многих мифах ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятию, становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа. Так, Рама и Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшасу Вирадху. Но как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал ракшасо. по проклятию Куберы, а теперь, благодаря Раме, навсегда избавился от своего ужасного облика[5]. В другой раз Рама сжигает ракшасу Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. И здесь из пламени появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращённый в ракшаса ударом ваджры Индры[6]. Среди многих эпитетов ракшасов наиболее употребительны: нишичары — «странствующие в ночи», и ятудханы — «бродяги». С ракшасами часто идентифицируются другие виды злых духов, например пишачи. В мифах о ракшасах некоторые исследователи усматривают следы переосмысленных представлений об аборигенных народностях Индии. |
См. также: |
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME