Тенгри: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 63: | Строка 63: | ||
*они (прежде всего Хормуста, но также и Будда, либо тот и другой) порождают самих тенгри. | *они (прежде всего Хормуста, но также и Будда, либо тот и другой) порождают самих тенгри. | ||
В других вариантах верховный тенгри не участвует в создании других тенгри; то или иное божество появляется самостоятельно; иногда говорится о происхождении тенгри от матери Этуген и моря. Часто употребляется по отношению к тенгри буддийский эпитет «самовозникший». Различные тенгри называются «возникшими, не показывая себя», «не имеющими рук и ног» (что соответствует слабой персонифицированности древнего небесного божества; это, впрочем, не мешает некоторым тенгри иметь ряд атрибутов и внешний облик, отражённый в описаниях, в чём сказывается буддийское влияние). | В других вариантах верховный тенгри не участвует в создании других тенгри; то или иное божество появляется самостоятельно; иногда говорится о происхождении тенгри от матери Этуген и моря. Часто употребляется по отношению к тенгри буддийский эпитет «самовозникший». Различные тенгри называются «возникшими, не показывая себя», «не имеющими рук и ног» (что соответствует слабой персонифицированности древнего небесного божества; это, впрочем, не мешает некоторым тенгри иметь ряд атрибутов и внешний облик, отражённый в описаниях, в чём сказывается буддийское влияние). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
:[[Бурхан]] | :[[Бурхан]] | ||
:[[Махакала]] | :[[Махакала]] | ||
− | : | + | :Далха |
:[[Лха]] | :[[Лха]] | ||
− | :[[Лу]] | + | :[[Лу, божества|Лу]] |
:[[Хухедей-мерген]] | :[[Хухедей-мерген]] | ||
:[[Чингисхан]] | :[[Чингисхан]] | ||
− | : | + | :Хубилай |
:[[Будда]] | :[[Будда]] | ||
:[[Этуген]] | :[[Этуген]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Анарба-тенгри |
− | : | + | :Атага-тенгри |
− | : | + | :Атай Улан-тенгри |
− | : | + | :Багатур-тенгри |
− | :[[Бисман-тенгри]] | + | :[[Докшиты|Бисман-тенгри]] |
− | : | + | :Бурхан-тенгри |
− | : | + | :Дайсун-тенгри |
− | : | + | :Дархан Гуджир-тенгри |
− | : | + | :Дегере-тенгри |
− | : | + | :Дзаягачи-тенгри |
:[[Дзаячи]] | :[[Дзаячи]] | ||
− | : | + | :Дзол-тенгри |
− | : | + | :Колчин-тенгри |
− | : | + | :Малиян-тенгри |
− | : | + | :Милиян-тенгри |
− | : | + | :Монхе-тенгри |
:[[Манахан]] | :[[Манахан]] | ||
− | : | + | :Отхан-Галахан |
:[[Охин-тенгри]] | :[[Охин-тенгри]] | ||
− | : | + | :Очирвани-тенгри |
− | : | + | :Сарь Саган-тенгри |
− | : | + | :Тенгри-хан |
− | : | + | :Хан Атаган |
− | : | + | :Хан Атага-тенгри |
− | : | + | :Хан Монхе-тенгри |
− | : | + | :Хан-тенгри |
− | : | + | :Хан Хисага-тенгри |
− | : | + | :Хисага-тенгри |
− | : | + | :Хухе Монхе-тенгри |
− | : | + | :Цахилган-тенгри |
− | : | + | :Эльбескуй-тенгри |
− | : | + | :Эрхету-тенгри |
:[[Эсеге Малан-тенгри]] | :[[Эсеге Малан-тенгри]] | ||
− | : | + | :Яшил Саган-тенгри |
|} | |} | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
Строка 134: | Строка 134: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Монголия]] |
Текущая версия на 18:10, 5 июня 2023
Термин «тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (III в. до н. э. и раньше). Его сближают с хуннуским ченли — «небо»; предлагаются и более широкие параллели: кит. тянь, шумер. дингир — «небо». Представление о тенгри складывалось на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает ещё в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, ещё в дотюркскую эпоху, в почти неизменном виде фигурирует и у средневековых монголов (Монхе-тенгри — «вечное небо»). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего, правосудного божественного неба (Тенгри) в наибольшей мере сохранился у хакасов и у монголов. Поклонение персонифицированному светлому божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок — савиров (VII в.). Тенгри-хан мыслился огромных размеров, что, по всей вероятности, должно было отражать космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение — во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими.
Хотя в позднейших преданиях название «Тенгри» иногда прилагается к верховному небесному божеству, чаще оно обозначает бога вообще (также в буддийских, манихейских, мусульманских текстах). Место верховного бога в шаманской мифологии у тюрок и особенно у монголов обычно занимают другие персонажи (Ульгень, Хормуста), а термин «тенгри» закрепляется за классом небесных богов. Так, по монгольским поверьям, тенгри обитают на 17 небесах, в 33 царствах, каждое из которых имеет своего хана. Если распределение небесных богов по слоям (более характерное для тюркской мифологии) в принципе иерархично, то связь с различными областями неба (у монгольских народов) отражает дихотомию светлого и тёмного, благожелательного и демонического[2]. Отражением ранней стадии развития подобных представлений, очевидно, является наличие «северного (заднего) тенгри» и «южного (переднего) тенгри» в бурятской мифологии, позднее заменившееся противопоставлением светлых (сагаан) западных и темных (хара) восточных тенгри, на мотиве изначального родства и последующей вражды которых построено много мифологических сюжетов. Упоминание тёмных и в особенности светлых тенгри встречается и в монгольских шаманских призываниях, в которых, однако, они не составляют контраста. Множественность тенгри у монголов выражается различными числовыми характеристиками, среди них важнейшая — 9 («9 тенгри», «9 великих тенгри», «9 Сульде тенгри») и производные от неё, в первую очередь 99. В русле раннего буддийского влияния (до XVI в.) возникает представление о 33 тенгри во главе с Хормустой — слепок с мифологического образа Индры и его окружения. В ламаистской мифологии 33 тенгри:
В монгольских шаманских призываниях они иногда продолжают осмысливаться как «33 духовных (то есть относящихся к буддийской религии) светлых тенгри». Встречаются и иные количественные характеристики классов тенгри, например^
Обычно эти числа не имеют конкретного наполнения, многие тенгри упоминаются то как один персонаж, то как целая группа:
Тенгри наделяются прозвищами, персонифицирующими различные области и проявления неба, звёзды и созвездия, направления и страны света, природные и сверхъестественные силы, человеческие чувства и страсти, отдельные части жилища и пр. Тенгри иногда называются
Наряду с Хормустой в монгольском шаманизме сохраняется и более аморфный образ верховного тенгри, наделяемого прозвищами^
Главой 99 тенгри называется также Дархан Гуджир-тенгри — бог-кузнец, отождествляемый с Маxакалой. Верховным тенгри является и Дзаягачи-тенгри. Багатур-тенгри осмысливается как защитник людей, бог храбрости, вселяющий мужество в воинов, начальник небесных войск, вооружённый стальным мечом; он столь могуч, что сокрушает скалы, а весьма сходный с ним Хисага-тенгри считается защитником души и имущества человека, дающим победу в бою, выступающим в облике вооружённого всадника. Специфические функции божеств войны обнаруживают у Сульде-тенгри и Дайчин-тенгри (Дайсун-тенгри; соответствует тибет. Далха, см. Лха). Роль громовержца, в которой чаще выступают особые категории духов (Лу), Хухедей-мерген, отводится также в монгольских шаманских призываниях и верховному тенгри (обладающему «молниевым телом», «сильным ясным громовым голосом», «началом в тучах» — Атага-тенгри, Багатур-тенгри, Хисага-тенгри); ср. персонификацию молнии Цахилган-тенгри («молния-тенгри»). В бурятской мифологии производителями грозы выступают Яшил Саган-тенгри, Сарь Саган-тенгри и другие. В число тенгри входят также Охин-тенгри — божество счастливой судьбы, Дзол-тенгри — «удача-тенгри» и многие другие. Некоторым (напр., Сульде-тенгри, Дайчин-тенгри) посвящены особые призывания. Большинство тенгри фигурирует лишь в общих перечнях божеств внутри обрядовых текстов и наделяется весьма широким кругом полномочий:
Некоторые тенгри локализуются в пространстве (Хормуста — всегда в центре неба, Хисага-тенгри — на западе и т. д.). Верховные тенгри, включая Дархан Гуджир-тенгри и в особенности Дзаягачи-тенгри, характеризуются как демиурги:
В других вариантах верховный тенгри не участвует в создании других тенгри; то или иное божество появляется самостоятельно; иногда говорится о происхождении тенгри от матери Этуген и моря. Часто употребляется по отношению к тенгри буддийский эпитет «самовозникший». Различные тенгри называются «возникшими, не показывая себя», «не имеющими рук и ног» (что соответствует слабой персонифицированности древнего небесного божества; это, впрочем, не мешает некоторым тенгри иметь ряд атрибутов и внешний облик, отражённый в описаниях, в чём сказывается буддийское влияние). |
См. также:
|
Иллюстрации
Литература
- Неклюдов С. Ю. Одноимённая статья в MNME
- Потапов Л. П., Древнетюркские черты почитания неба у саяно-алтайских народов, в кн.: Этнография народов Алтая и Западной Сибири, Новосиб., 1978 < MNME
- Банзаров Д., Черная вера, или Шаманство у монголов. Собр. соч., М., 1955, с. 54-62 < MNME
- Poппе H. H., Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения, в кн.: Записки Института востоковедения АН СССР, т. 1, Л., 1932 < MNME
- Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 73-74 < MNME
- Roux J. Р., Tдngri. Essai sur le cieldieu des peuples altaiques, «Revue de lhistoire des religions», P., 1956, t. 149, No 1-2; t. 150, No 1-2 < MNME
- Tucci G., Heissig W., Die Religionen Tibets und der Mongolei, Stuttg. [u. a.], 1970, S. 350-64 < MNME
- Vreeland H. H., Mongol community and kinship structure, New Haven. 1957, p. 267—268