Будда: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 24: Строка 24:
 
:— лотос;
 
:— лотос;
 
:— тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи).
 
:— тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-03-091-000.jpg|200px| Буддийский пещерный монастырь Юньган, провинция Шаньси. Кон. V в.|ссылка=Special:FilePath/00-03-091-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-03-091-000.jpg|200px| Буддийский пещерный монастырь Юньган, провинция Шаньси. Кон. V в.]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>==
 
:[[Буддийская мифология]]
 
:[[Буддийская мифология]]
 
----
 
----
 
:[[Шакьямуни]]
 
:[[Шакьямуни]]
:[[Кракучханда]]
+
:[[Вайрочана|Кракучханда]]
 
:[[Майтрея]]
 
:[[Майтрея]]
:[[Бодхисатва]]
+
:[[Бодхисаттва|Бодхисатва]]
 
:[[Амитабха]]
 
:[[Амитабха]]
 
:[[Акшобхья]]
 
:[[Акшобхья]]
Строка 45: Строка 45:
 
:[[Трикая]]
 
:[[Трикая]]
 
:[[Мандала]]
 
:[[Мандала]]
:[[Шуньята]]
+
:Шуньята
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
Строка 51: Строка 51:
 
*Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME
 
*Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME
 
*Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME
 
*Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME
*Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME
+
* Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME
 
*Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME
 
*Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME
 
*Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME
 
*Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
[[Файл:00-02-792-000.jpg|480px |ссылка=Special:FilePath/00-02-792-000.jpg]] [[Файл:00-04-474-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-04-474-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-792-000.jpg|480px ]] [[Файл:00-04-474-000.jpg|200px| ]]  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Буддийская мифология]]
+
[[Категория:Буддизм]]

Текущая версия на 19:27, 5 июня 2023

будда < санскр. и пали buddha — «просветлённый», букв. «пробужденный»
————

В буддийской мифологии:

1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития,
2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.

Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например:

— татхагата — «так пришедший»,
— сугата — «в добре пришедший»,
— джина — «победоносный».

Первоначально словом «будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других буддах. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24 . Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать буддой); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее. По представлениям мифологии хинаяны, будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать буддой, он имеет махапурушалакшану; после достижения нирваны (то есть состояния будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны).

В мифологии махаяны число будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый будда имеет свою буддакшетру — поле (влияния); которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией будд является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах будды» (см. Трикая). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон будд в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же будды).

В мифологии ваджраяны число будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число будд ограничивается пятью т, н. дхьяни-буддами — букв. «буддами созерцания»; и соответствующими им пятью земными буддам. «Гухьясамаджа-тантра» (III в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхъю и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце I-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совладают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д., (см. таблицу). Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», то есть комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.

————

Атрибуты-заместители изображения Будды:

— дерево Бодхи;
— трон/алтарь (кубический камень);
— колесо закона (с вилкой!);
— ступни Будды (2); ладони Будды (3); благопожелание;
— лотос;
— тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи).
Буддийский пещерный монастырь Юньган, провинция Шаньси. Кон. V в.

См. также:

Буддийская мифология

Шакьямуни
Кракучханда
Майтрея
Бодхисатва
Амитабха
Акшобхья
Вайрочана
Ратнасамбхава
Амогхасиддхи
Ади-будда
Ваджрасатва

Махапурушалакшана
Абхирати
Сукхавати
Трикая
Мандала
Шуньята

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME
  • Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME
  • Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME
  • Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME
  • Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME

Иллюстрации

00-02-792-000.jpg 00-04-474-000.jpg

Примечания и комментарии