Будда: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 24: | Строка 24: | ||
:— лотос; | :— лотос; | ||
:— тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи). | :— тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-03-091-000.jpg|200px| Буддийский пещерный монастырь Юньган, провинция Шаньси. Кон. V в. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-03-091-000.jpg|200px| Буддийский пещерный монастырь Юньган, провинция Шаньси. Кон. V в.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>== | ||
:[[Буддийская мифология]] | :[[Буддийская мифология]] | ||
---- | ---- | ||
:[[Шакьямуни]] | :[[Шакьямуни]] | ||
− | :[[Кракучханда]] | + | :[[Вайрочана|Кракучханда]] |
:[[Майтрея]] | :[[Майтрея]] | ||
− | :[[Бодхисатва]] | + | :[[Бодхисаттва|Бодхисатва]] |
:[[Амитабха]] | :[[Амитабха]] | ||
:[[Акшобхья]] | :[[Акшобхья]] | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
:[[Трикая]] | :[[Трикая]] | ||
:[[Мандала]] | :[[Мандала]] | ||
− | : | + | :Шуньята |
|} | |} | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
*Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME | *Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME | ||
*Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME | *Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME | ||
− | *Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME | + | * Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME |
*Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME | *Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME | ||
*Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME | *Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-02-792-000.jpg|480px | + | [[Файл:00-02-792-000.jpg|480px ]] [[Файл:00-04-474-000.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Буддизм]] |
Текущая версия на 19:27, 5 июня 2023
В буддийской мифологии:
Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например:
Первоначально словом «будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других буддах. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24 . Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать буддой); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее. По представлениям мифологии хинаяны, будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать буддой, он имеет махапурушалакшану; после достижения нирваны (то есть состояния будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В мифологии махаяны число будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый будда имеет свою буддакшетру — поле (влияния); которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией будд является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах будды» (см. Трикая). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон будд в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же будды). В мифологии ваджраяны число будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число будд ограничивается пятью т, н. дхьяни-буддами — букв. «буддами созерцания»; и соответствующими им пятью земными буддам. «Гухьясамаджа-тантра» (III в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхъю и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце I-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совладают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д., (см. таблицу). Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», то есть комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.
Атрибуты-заместители изображения Будды:
|
|
Литература
- Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919 < MNME
- Grьnwedel А., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabrьck, 1970 < MNME
- Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L, 1976 < MNME
- Conze E., Buddhism, N. Y., 1959 < MNME
- Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975 < MNME
Иллюстрации
Примечания и комментарии