Источник: различия между версиями
м |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 14: | Строка 14: | ||
• [[Поток]] | • [[Поток]] | ||
− | • [[- | + | • [[- источник|Источник в геральдике]] |
<!-- Основные ссылки уровня -->• [[Река]] | <!-- Основные ссылки уровня -->• [[Река]] | ||
Строка 132: | Строка 132: | ||
:— [[SMES]] — ''' Виноградова Л. Н. ''', Источники // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002 | :— [[SMES]] — ''' Виноградова Л. Н. ''', Источники // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002 | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-02-861-000.jpg|200px| Джотто ди Бондоне. Цикл фресок о жизни Франциска Ассизского. Чудо Св. Франциска с источником. 1296—1298 гг. | + | [[Файл:00-02-861-000.jpg|200px| Джотто ди Бондоне. Цикл фресок о жизни Франциска Ассизского. Чудо Св. Франциска с источником. 1296—1298 гг.]] |
+ | [[Файл:00-00-035-000.jpg|200px| Пегас, открывающий источник ударом копыта. Й. Босхиус, 1702 г.]] | ||
+ | [[Файл:00-00-727-000.jpg|200px| Олень и источник жизни]] | ||
<font color="#669999">Ожидаемые иллюстрации:</font> | <font color="#669999">Ожидаемые иллюстрации:</font> | ||
Строка 138: | Строка 140: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Пространство]] |
Текущая версия на 14:14, 6 июня 2023
|
|
Славяне
Источники — «водоносные жилы», несут, по народным представлениям, чудодейственную целебную воду. Среди прочих водоемов источник наделяется признаками особой чистоты, целебной силы, благодаря своей связи с подземными и небесными водами. Почитание источника определяется верой в магические свойства проточной воды, которая называется «живой», «чудесной». Представления о небесном происхождении подземных вод лежат в основе народных определений родниковой воды как «небесного семени» или «божественной крови» (серб.). Сохранились многочисленные исторические свидетельства о том, что славяне поклонялись водным источникам, возле которых они совершали массовые моления, гадания и жертвоприношения, обряды вызывания дождя, заключения союзов и умыкания жен; в средневековых церковных поучениях упоминаются запреты «нарицати себе Бога в реках и студенцах».
Мотив взаимосвязи подземных, земных и небесных вод присутствует в народных преданиях, повествующих о происхождении святых источников.
Внезапное появление святых источников считалось чудом, сотворенным божественными силами: в русских нижегородских легендах рассказывается о том, как Серафим Саровский стукнул по земле своим посохом и из земли тотчас забил чудодейственный ключ. По другой русской легенде, источник возник от удара копытом коня Ильи-Пророка. В польских топонимических преданиях рассказывается о местных источниках, возникших на месте, где наблюдались разные чудеса: например, там, где прямо из земли вышли две коровы, или там, где курица закопала снесенное ею яйцо. Чудодейственными и священными считались в народной традиции источники, стекающие с гор или бьющие из-под камней, из-под корней старых деревьев. По русским поверьям, «громовые» или «гремячие» источники появлялись от удара в землю грома. Обнаружив такие пробившиеся из земли новые ключи, крестьяне ставили рядом с ними часовни с образами Богоматери или Св. Пятницы. К таким источникам ходили больные в надежде на исцеление, здоровые — чтобы предохранить себя от болезней; люди в любое время года купались в таких источниках, обливали друг друга водой, прикладывали ее к груди, голове, глазам, набирали воду для магических целей. О лечении глазных болезней водой из святого источника упоминается в житии Константина Святославича, скончавшегося в Муроме в XII в. Во многих славянских лечебных заговорах встречаются образы ключевой воды (быстрых потоков) как средства «смывания» грехов и болезней или очищения от скверны. Целебные свойства приписывались родниковой воде в связи с тем, что она якобы вытекает из святого первоисточника; болгары называли его «материнский источник»; в словацких заговорах сообщается, что вода из такого источника течет «от пана Христа». К источнику люди предпочитали ходить рано утром до восхода солнца;
Целебные (или вредоносные) свойства источника зависели от мифических «хозяев водоемов».
Почитанием источника и опасением навредить духам-охранителям воды объясняются запреты и правила поведения у воды.
В южнорусских преданиях широко распространены мотивы об исчезновении источника в наказание за нарушение подобных запретов. Степень чистоты и целебных свойств источника, по народным верованиям, не была одинаковой в разное календарное время.
|
См. также:
• Семя • Кровь • Индрик • Серафим Саровский • Гора • Молния • Обливание водой • Купание • Пятница, Св. • Очищение • Омовение • Самодива • Курбан • Пасха • Вознесение • Крещение |
Китай
В Китае и Японии у источников часто строили маленькие святилища. Китайское слово, обозначающее источник (хюан), возможно, составлено из компонентов «чистый» и «вода» и имеет общую основу с понятием «происхождение».
Библия / Ветхий Завет
Библия упоминает четыре реки рая, берущие начало из одного благодатного источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения.
Христианство
В Откровении Иоанна Богослова «небесный Иерусалим», как противоположность светопреставлению, является источником жизни в восстанавливающемся раю.
В типологии, которая воспринимает ветхозаветное событие как прообраз жизни Иисуса, высекание Моисеем источника из скалы в пустыне становится символом раны в боку У распятого Христа, чья кровь приносит искупление человечеству, а также символом святой крестильной воды.
Разнообразные символические толкования «чудесных источников» содержит средневековый сборник новелл «Геста Романорум» (ок. 1300); здесь, например, говорится об одном источнике в Сицилии, который бесплодных женщин делает способными к деторождению, и о другом, который здорового человека может превратить в бесплодного. «Комментарий. У первого источника мы должны думать о Христе, который делает неплодотворного человека — грешника — плодотворным, чтобы совершать милосердные дела. Другой источник есть дьявол, который действует против этого и часто приводит хорошего человека к плохому концу… В Эпире есть источник, который гасит горящие факелы, а погашенные зажигает. Комментарий. Так гасит Христос горящие факелы, то есть мудрецов этого мира, а погашенных, то есть убогих, которые затерты этим миром, он воспламеняет».
Психология
В символике сновидений источник, часто вблизи дерева, толкуется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где шумят во сне дерево и источник, там сновидец пребывает вблизи надежно защищенной жизни, там источник вечной молодости» (Э. Эппли).
Эмблематика
Источник, вытекающий из скалы, стоящей посреди моря.[1]
- Моя вода не так сладка, как море солоно.
- Символ поглощения малого числа достоинств кого-л. множеством пороков.
Психология
В символике сновидений источник, часто вблизи дерева, толкуется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где шумят во сне дерево и источник, там сновидец пребывает вблизи надежно защищенной жизни, там источник вечной молодости» (Э. Эппли).
Искусство
Кастальский ключ был источником поэтического вдохновения на горе Парнас.
Царица Савская перешла источник вброд, вместо того чтобы наступать на дерево, служившее мостом через него (Крест Господень, История Креста Господня). «Гентский алтарь» (Ван Эйк) изображает небесный источник, который разветвляется на семь рек, соответствующих семи дарам Святого Духа. |
См. также:
• Кастальский ключ • Парнас • Царица Савская • История Креста Господня |
Библиография
- — SMES — Виноградова Л. Н. , Источники // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
Иллюстрации
Ожидаемые иллюстрации:
- • Источники. В. X. фон Хохберг, 1675 г.