Великан: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-»)
 
Строка 38: Строка 38:
 
В западной мифологии неблагоприятный символ, имеющий некоторое сходство с драконом.
 
В западной мифологии неблагоприятный символ, имеющий некоторое сходство с драконом.
 
*грубые силы природы; первоначальные элементы; тьму, зиму.
 
*грубые силы природы; первоначальные элементы; тьму, зиму.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-330-000.jpg|200px| Вольфдитрих убивает великана. «Книга сказаний о героях», 1480 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-330-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-330-000.jpg|200px| Вольфдитрих убивает великана. «Книга сказаний о героях», 1480 г.]] [[00-00-330-000.jpg]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
:[[Человек]]
 
:[[Человек]]
Строка 114: Строка 114:
 
Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4;
 
Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4;
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
[[Файл:00-00-329-000.jpg|200px| Ископаемая кость мамонта, вывешенная как «кость великана». Вена, собор Св. Стефана. 1443 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-329-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-329-000.jpg|200px| Ископаемая кость мамонта, вывешенная как «кость великана». Вена, собор Св. Стефана. 1443 г.]] [[00-00-329-000.jpg]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
 
[[Категория:Человек]]
 
[[Категория:Человек]]

Текущая версия на 18:49, 6 июня 2023

————

Великаны в мифологии, группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени творения (в эпических традициях — к героическому времени). В строгом мифологическом смысле в категорию великанов не входят сказочные или эпические великанов типа киклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов в эпосе грузин и т. п.

Антропоморфные исполины этой разновидности, как правило, выполняют просто функции чудовищ-«вредителей», утрачивая черты первосуществ. Иногда чертами великанов наделяются злые духи (менкв в финно-угорской мифологии и т. п.). В рассматриваются носителями определённой мифологической традиции либо как их собственные предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы). Даже в тех случаях, когда речь идёт о великанах-предках, они гибнут от руки «своих» богов, составляющих пантеон данной традиции. Возможна (при сведении великанов на уровень одних из многих чудовищ) и гибель их от руки культурного героя (ср. осетинские сказания о Сослане, отвоёвывающем у великанов тёплую страну с сочными пастбищами), но всё-таки важнейшим вариантом сюжета гибели великанов является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой традиции, борьба Тора и ётунов в «Эдде», богов с асурами в индийской мифологии и др.).

Таким образом, мотив гибели великанов соотносится с темой поколений богов, и само существование их (как и многих других тератологических существ) приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона. Великаны оказываются связанными с хаосом, откуда их хтонические качества [тартар у титанов, сторуких и киклопов, порождение великаншами (напр., Ангрбодой) хтонических чудовищ], маргинальное положение в тех случаях, когда они продолжают жить и после окончательного сотворения мира, связь с горами (Прометей, Амирани). Победа над великанами означает победу над хаосом и шаг к установлению космоса. Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей (ср. Пуруша, Имир, Пань-гу). Единичность такого существа не противоречит данному выше определению великанов, так как оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение даёт начало множественности. Вообще, в последовательных поколениях богов часто можно наблюдать уменьшение размеров, что особенно заметно в постмифологических, прежде всего эпических, традициях, сохраняющих миф в реликтовом виде. Здесь представлены случаи, когда протагонист является великан (или весь класс героев-«богатырей» наделён признаками великанов, как в нартском эпосе, ср. вост.-слав. асилки), и противоположные случаи, когда герой — не великан (человек), не-герой (противник) — великан. Первый вариант иногда считают признаком архаического, второй — классического эпоса (В. Я. Пропп).

В русском былинном эпосе, где богатырь не является великаном (или выступает как великан рядом с человеком и как обычный человек рядом с великаном, напр. «Илья и идолище», ср. тему встречи нартов с великанами, превосходящими их размерами), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели великанов в мифах (ср. гибель нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.).


Есть в русском эпосе и мотив великана-предка — Святогора; характерно при этом, что он обладает рядом общих признаков с богатырём Ильёй.

Некоторые мифологические школы видят в великанах олицетворение разрушительных сил природы, что-то наподобие виновников лавин, камнепадов или землетрясений, истолковывая борьбу богов и героев против них как выражение утверждения человека по отношению к стихиям. Другие выводят образ из воспоминаний о древних врагах племени, которые, по мере развития легенды, постоянно увеличивались в росте, чтобы произвести впечатление на слушателей.

Возможно на легенду о великанах и драконах повлияли:

  • находки костей ископаемых животных (теория венского палеонтолога О. Абеля, 1875—1946)
  • существование доисторических мегалитических сооружений
  • воспоминания из дочеловеческих (Ранних геологических) эпох (Зафиксированы в наследственном веществе человеческих предков) о больших рептилиях (теория Эдгара Даке, 1878—1945)

Происхождение символа великана-людоеда легенд и фольклора возвращает нас к Сатурну, пожиравшему своих детей, как только их рожала Кибелла (Рея) (38). Против идеи мифа о Сатурне, что разрушение есть неизбежный результат творения (С тех пор, как творение имело место во времени) великан-людоед оказывается персонификацией «Ужасного Отца». Анри Донтевиль выводит слово «ogre» из определения латинского поэта Энния: «Плутон по-латыни зовется отец Дит, другие же называют его Орком».

«Вне всякого сомнения, эти легенды тесно связаны также с другими древними мифами, в основание которых положены более дикие формы первобытного существования. Подобно другим легендам такого же рода, они выполняют очистительную функцию, завершаясь предостережением». [КЕРЛОТ]

Гигант может быть добрым и злым, защитником и врагом. Почти во всех символических традициях предстает как проявление чудесного и ужасного, несмотря на то, что ему всегда свойственна некоторая подчиненность. В его наиболее глубоком и древнем значении — прасущество, жертва которого дала толчок дальнейшему творению. Ритуалы человеческих жертвоприношений — воспоминание той, первоначальной жертвы и оживление космических сил, пробуждение их благотворные свойства (керл-17). Фрэзер описывает многочисленные случаи сожжения гигантских фигур, сплетенных или сделанных из дерева, во время летних праздников, сравнимых с Валенсийскими fallas (кострами). Древние могли наполнять эти фигуры животными или даже живыми людьми, которые сжигались вместе с чучелом. Они рассматривались как дух растительности или как бог, приносимый в жертву ради мира.

Основные значения:

В западной мифологии неблагоприятный символ, имеющий некоторое сходство с драконом.

  • грубые силы природы; первоначальные элементы; тьму, зиму.
Вольфдитрих убивает великана. «Книга сказаний о героях», 1480 г. 00-00-330-000.jpg

См. также:

Человек

Время мифическое
Битва богов и гигантов
Андрогин

Турсы
Ётуны
Цзюй-лин
Чанъин

Древний Восток

Шумер Хумбаба, страж сада Иштар в эпосе о Гильгамеше.

Античность

Титаны и циклопы.

С юношей на плечах Орион;

Одкоглазый великан — Полифем;

Геракл убил великанов Какуса (15) и Антея (16);

Северная традиция

В сагах речь идет о турсах и ётунах, олицетворении огня и мороза. — врагах богов (асов) и людей. Имир.

Гиганты холода и преисподней олицетворяют хтонические силы, огненные гиганты — силу огня.

Европа

В народных сказках выступает в роли опекуна: он обычно защищает простых людей, их права и свободы от господина.

Наиболее значительные гиганты Западной традиции: Бодо, Рюбецаль, Герион, Гарганттоа Геракл

Славяне

Мифоэпический персонаж. В народных легендах великаны отождествляются с «чужими» народами или воинственными противниками — чудью, гуннами, татарами, турками, шведами. Великан — антропоморфное существо огромного роста (мог взять на ладонь пахаря с упряжкой, реки были ему по колено) и силы (бросал камни величиной с мельничный жернов, вырывал с корнем деревья). Согласно общеславянским легендам, великаны были первыми людьми на свете (трансформация ветхозаветного сюжета), участвовали в устройстве мироздания: насыпали горы, курганы, прокладывали русла рек и т. п., при этом передавая друг другу огромные предметы — камни, стрелы, палицы, топоры. Деятельность великанов могла носить и разрушительный характер: они уничтожали дома и губили все живое, бросали в небо камни. За гордыню и вредоносную силу великаны были истреблены Богом или превращены в обычных людей. Великаны погибли во время потопа (укр.) или в борьбе с огромными змеями (пол.), были съедены мифической птицей Кук (укр.). С мотивом гибели вликанов связаны рассказы о древних могильниках и огромных костях, которые сохранялись в Польше и на Украине в храмах и ратушах (служили объектом культового почитания) и использовались как оберег в хозяйстве и лекарство от лихорадки.

В русском былинном эпосе, богатырь не является великаном или выступает фигурой промежуточной между великаном обычным человеком (Напр. «Илья и идолище», ср. тему встречи нартов с великанами, превосходящими их размерами), но гибель богатырей воспроизводит мифологический сюжет гибели великанов (Ср. гибель нартов, кауравов в битве с пандавами и др.). Мотив предка в русском эпосе — Святогор; характерно, что он обладает рядом общих признаков с богатырем Ильей.

Мезоамерика

В доколумбово-древнеамериканских мифах о творении также говорится о родах великанов, которые являлись неудачными вариантами творений божественных творцов и были уничтожены катастрофами.

Библия / Ветхий Завет

Упоминаются Голиаф и Ог, правитель Башана во время исхода (46). Некоторыми характеристиками гиганта обладает Самсон.

Христианство

Голиаф, убит и обезглавлен Давидом;

С младенцем у себя на плечах — Христофор;

По народному обычаю, в шествиях масок (например, «Самсон» в Зальцбургском Люнгау) великаны часто сопоставляются с карликами. Их чучела невероятных размеров сохранились и используются в фольклорных обычаях многих стран, например Великаны Фландрии, огромные фигуры персонажей последнего дня карнавала перед Постом (праздник Марди-Гра), дня Праха и первого Воскресения после Поста, разрушаемые после инсценированного суда над ними и оглашения смертного приговора.

Сатана часто представлялся как гигант (керл-50).

Психология

Отсутствие чувства меры.

Благодаря своей преувеличенной физической силе — символ родительской власти, особенно отцовской.

Как и монстр — воплощение страхов, тревоживших первобытных людей, страхов безликих и безымянных: злых духов, урагана, небесного огня, цунами, опасности, несчастья, голода и, в первую очередь, смерти.

В древности этим грозным врагам противопоставляли в качестве защиты фигуру-оберег — подобие их же грозной внешностию (Ассирийские терафимы, безобразные в гигантские, с уродливым лицом, крыльями летучих мышей, хвостом ящерицы и огромной пастью; месопотамский талисман, представленный в виде монстра, призванного побеждать юго-западные ветры, со скелетоподобным лицом, рогами козла, когтями грифа, волосатым телом летучей мыши; гигантские изображения, выставляемые в китайских селениях по случаю предохранительных обрядов).

Великаны символизируют также необузданные влечения, иррациональные элементы, которые переполняют психику и создают препятствия для трезвой оценки действительности. Высвобожденные и правильно сориентированные энергии могут послужить реализации личных целей.

Хтонические великаны, рожденные от Земли (титаны, восставшие против Зевса) — символизируют отсутствие чувства меры, грубые земные силы и, следовательно, земные желания, восставшие против разума.

Атлант, побежденный и приговоренный символизирует исход любого неистового желания.

Сам по себе не означает ни хорошее, ни плохое, а только количественное увеличение привычного и, как следствие, в легендах возможны гиганты-защитники и гиганты с агрессивными наклонностями. Значение гиганта как «превосходящего человеческий размер» (в данном случае символизирующее власть и силу) также указывает на образ «Ужасного Отца», возникающий в детских воспоминаниях, — ребенок видит своих родителей как гигантов; или образ бессознательного, «темная сторона» личности, угрожающая самости и т. д. Трагический герой внутренне связан с гигантом, хотя временами он оказывается в положении его противника (60). В соответствии с теорией Юнга, сущность гиганта (скорее его внешний вид) относят к символу отца, представляющего дух, противостоящий инстинктам или охраняющий сокровище (то есть мать — бессознательное), и в этом случае он тождествен символу дракона. (керл-31).

Можно предположить, что одно из значений гиганта — персонификация коллективного человека (согласно максиме «вместе мы — сила») или жизни общины (16). Может быть символом «непрерывного бунта», сил неудовлетворенности, растущих в человеке и определяющих его судьбу, то есть символом Вселенского Человека (Адам Кадмон) (21).

Литература

  • Левинтон Г. А. Одноимённая статья в MNME
  • Белова О. В. Одноимённая статья в SMES
  • Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4 < MNME
  • Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958 < MNME
  • Левинтон Г. А., К мотиву гибели великанов, в сб.: Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5), Тарту, 1974 < MNME
  • Оlrik A., Ragnarök, die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922 < MNME
  • Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988 < SMES
  • Левинтон Г. А. К мотиву гибели великанов // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1(5). Тарту, 1974. С. 64-68 < SMES

Миллер В., Кавказские сказания о циклопах, «Этнографическое обозрение», 1890, кн. 4;

Иллюстрации

Ископаемая кость мамонта, вывешенная как «кость великана». Вена, собор Св. Стефана. 1443 г. 00-00-329-000.jpg

Примечания и комментарии