Фетида: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Ахиллес» на «Ахилл»)
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:00-00-651-000.jpg|250px|ссылка=Special:FilePath/00-00-651-000.jpg]][[Файл:00-02-768-000.jpg|250px|thumb|right|Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса|ссылка=Special:FilePath/00-02-768-000.jpg]]  
+
[[Изображение:00-00-651-000.jpg|250px]]
 +
[[Файл:00-02-768-000.jpg|250px|thumb|right|Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса]]  
 
*Синонимы:  
 
*Синонимы:  
 
:Тетис  
 
:Тетис  
Строка 7: Строка 8:
 
:[[Агамемнон]]
 
:[[Агамемнон]]
 
:[[Вулкан]]<small>Этимология</small>
 
:[[Вулкан]]<small>Этимология</small>
:греч. [[Изображение:Lng-gr-00001.jpg|ссылка=Special:FilePath/Lng-gr-00001.jpg]];
+
:греч. ???
 
:лат. Thetis
 
:лат. Thetis
 
[[Нереиды|Нереида]], руководительница хора нереид, мать [[Ахилл]]а.
 
[[Нереиды|Нереида]], руководительница хора нереид, мать [[Ахилл]]а.
Строка 29: Строка 30:
 
Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве.
 
Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
[[Изображение:00-00-651-000.jpg|150px|thumb|left|Энгр. Юпитер и Фетида|ссылка=Special:FilePath/00-00-651-000.jpg]]
+
[[Изображение:00-00-651-000.jpg|150px|thumb|left|Энгр. Юпитер и Фетида]]
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 14:14, 9 июня 2023

00-00-651-000.jpg

Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса
  • Синонимы:
Тетис
  • См.также:
Пир богов
Бракосочетание Пелея и Фетиды
Агамемнон
ВулканЭтимология
греч. ???
лат. Thetis

Нереида, руководительница хора нереид, мать Ахилла.

Отвергнув ухаживания Зевса и Посейдона вышла за смертного Пелея.

Живописное воплощение получил сюжет «Фетида, умоляющая Зевса». Его основой послужила первая песня «Илиады» Гомера в которой среди прочего рассказывается как при осаде Трои Фетида, побуждаемая Ахиллесом, пыталась вымолить у Зевса благополучное разрешение ссоры своего сына с Агамемноном.

Сцена показывает Юпитера на Олимпе с атрибутами его верховенства и владычества (трон среди облаков, скипетр в руке, рядом сидит его орел). Фетида стоит на коленях. Характерные поза и жест повторяют описание данное в поэме:

«близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь»...

На заднем плане Гера (Юнона) украдкой наблюдает за происходящим.

Черновые материалы

Дочь Нерея и Дориды, жена Пелея, мать Ахилла. Почиталась как доброе и благодетельное божество. У поздних античных писателей - синоним и олицетворение моря. Спасла Диониса, преследуемого Ликургом и сброшенного Зевсом на землю Гефеста. [ HOMI 1, 518; 18, 35 слл. ] Когда Гера, Афина и Посейдон восстали против Звеса, она позвала ему на помощь Эгеона. [ HOMI 1, 369 слл.] Воспитанница Геры. Против своей воли выдана Зевсом и Герой за смертного Пелея. [ HOMI 24, 60; 18, 432 ] На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, что стало причиной Троянской войны. Последующая судьба Фетиды была полна человеческих страстей и тревоги о судьбе любимого сына. [ HOMI 1, 414 слл.; 18, 429 слл.; 24, 104 слл. ]

Согласной поздним мифам к нереиде сватались Зевс и Посейдон. Но предсказание Фемиды о рождении у Фетиды сына, который превзойдет своего отца (см. Прометей) привели к их отказу от сватовства.

Фетида почиталась в Фарсале, Спарте и Мессении.

Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла. За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). Однако после того как Фортуна предсказала им, что у Фетиды родится сын, который будет сильнее своего отца, — оба отказались от своего намерения. По другим источникам, когда Зевс вознамерился жениться на Фетиде, Прометей предсказал ему, что сын Фетиды воцарится над небом. Согласно третьим источникам, Фетида не захотела сходиться с Зевсом, потому что ее воспитала Гера, жена Зевса, и Зевс в гневе выдал ее замуж за смертного. Хирон посоветовал Пелею схватить Фетиду и не отпускать ее, какой бы облик она ни принимала. Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в дикого зверя, однако Пелей не отпускал ее, пока она не вернула себе первоначальный облик. На свадьбе Пелея и Фетиды произошел знаменитый эпизод с золотым яблоком, в конечном итоге явившимся причиной троянской войны.

Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве.

Иллюстрации

Энгр. Юпитер и Фетида