Фетида: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:00-00-651-000.jpg|250px | + | [[Изображение:00-00-651-000.jpg|250px]] |
+ | [[Файл:00-02-768-000.jpg|250px|thumb|right|Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса]] | ||
*Синонимы: | *Синонимы: | ||
:Тетис | :Тетис | ||
Строка 7: | Строка 8: | ||
:[[Агамемнон]] | :[[Агамемнон]] | ||
:[[Вулкан]]<small>Этимология</small> | :[[Вулкан]]<small>Этимология</small> | ||
− | :греч. | + | :греч. ??? |
:лат. Thetis | :лат. Thetis | ||
− | [[Нереиды|Нереида]], руководительница хора нереид, мать [[ | + | [[Нереиды|Нереида]], руководительница хора нереид, мать [[Ахилл]]а. |
Отвергнув ухаживания Зевса и Посейдона вышла за смертного [[Пелей|Пелея]]. | Отвергнув ухаживания Зевса и Посейдона вышла за смертного [[Пелей|Пелея]]. | ||
Строка 29: | Строка 30: | ||
Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве. | Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве. | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Изображение:00-00-651-000.jpg|150px|thumb|left|Энгр. Юпитер и Фетида | + | [[Изображение:00-00-651-000.jpg|150px|thumb|left|Энгр. Юпитер и Фетида]] |
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 14:14, 9 июня 2023
- Синонимы:
- Тетис
- См.также:
- Пир богов
- Бракосочетание Пелея и Фетиды
- Агамемнон
- ВулканЭтимология
- греч. ???
- лат. Thetis
Нереида, руководительница хора нереид, мать Ахилла.
Отвергнув ухаживания Зевса и Посейдона вышла за смертного Пелея.
Живописное воплощение получил сюжет «Фетида, умоляющая Зевса». Его основой послужила первая песня «Илиады» Гомера в которой среди прочего рассказывается как при осаде Трои Фетида, побуждаемая Ахиллесом, пыталась вымолить у Зевса благополучное разрешение ссоры своего сына с Агамемноном.
Сцена показывает Юпитера на Олимпе с атрибутами его верховенства и владычества (трон среди облаков, скипетр в руке, рядом сидит его орел). Фетида стоит на коленях. Характерные поза и жест повторяют описание данное в поэме:
- «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь»...
На заднем плане Гера (Юнона) украдкой наблюдает за происходящим.
Черновые материалы
Дочь Нерея и Дориды, жена Пелея, мать Ахилла. Почиталась как доброе и благодетельное божество. У поздних античных писателей - синоним и олицетворение моря. Спасла Диониса, преследуемого Ликургом и сброшенного Зевсом на землю Гефеста. [ HOMI 1, 518; 18, 35 слл. ] Когда Гера, Афина и Посейдон восстали против Звеса, она позвала ему на помощь Эгеона. [ HOMI 1, 369 слл.] Воспитанница Геры. Против своей воли выдана Зевсом и Герой за смертного Пелея. [ HOMI 24, 60; 18, 432 ] На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, что стало причиной Троянской войны. Последующая судьба Фетиды была полна человеческих страстей и тревоги о судьбе любимого сына. [ HOMI 1, 414 слл.; 18, 429 слл.; 24, 104 слл. ]
Согласной поздним мифам к нереиде сватались Зевс и Посейдон. Но предсказание Фемиды о рождении у Фетиды сына, который превзойдет своего отца (см. Прометей) привели к их отказу от сватовства.
Фетида почиталась в Фарсале, Спарте и Мессении.
Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла. За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). Однако после того как Фортуна предсказала им, что у Фетиды родится сын, который будет сильнее своего отца, — оба отказались от своего намерения. По другим источникам, когда Зевс вознамерился жениться на Фетиде, Прометей предсказал ему, что сын Фетиды воцарится над небом. Согласно третьим источникам, Фетида не захотела сходиться с Зевсом, потому что ее воспитала Гера, жена Зевса, и Зевс в гневе выдал ее замуж за смертного. Хирон посоветовал Пелею схватить Фетиду и не отпускать ее, какой бы облик она ни принимала. Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в дикого зверя, однако Пелей не отпускал ее, пока она не вернула себе первоначальный облик. На свадьбе Пелея и Фетиды произошел знаменитый эпизод с золотым яблоком, в конечном итоге явившимся причиной троянской войны.
Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида». Сюжет из «Илиады»: морская богиня Фетида (Тетис) умоляет Зевса (Юпитера) помочь ее сыну Ахиллу, сражающемуся под стенами Трои. Большим искушением было бы связать тему полотна с современными Энгру событиями: художник-классицист обращается к греческому мифу, пытаясь заставить Наполеона задуматься о судьбе французских солдат, костями которых тот устилает Европу. «Ничего подобного, — возразит знаток, — Энгр был предельно аполитичен. Когда в марте 1814 года русские пушки извергали огонь на высотах Монмартра, он рисовал свою «Большую одалиску». И все-таки связь между творчеством Энгра и политическими событиями XIX века существовала: порой тонкая, как линия его рисунка. Этот художник всегда с особой любовью рисовал женщин и всегда считал себя настоящим французом. А одна из любимых французских поговорок — «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Я — сын моей страны, я настоящий галл, но не из тех, которые разграбили Рим и хотели сжечь Дельфы. Есть еще такие и среди нас». Это было сказано о тех, кто с точки зрения Энгра ниспровергал прекрасное в искусстве.