Сократ: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
  
 
Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей.
 
Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>==
:[[Исторические личности]]
+
:[[Личности исторические]]
 
----
 
----
 
:[[Ксантиппа]]
 
:[[Ксантиппа]]
:[[Диоген Лаэртский]]
+
:Диоген Лаэртский
 
----
 
----
 
:[[Зеркало]]
 
:[[Зеркало]]
Строка 25: Строка 25:
 
:[[Сцены смерти]]
 
:[[Сцены смерти]]
 
|}
 
|}
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 15:03, 9 июня 2023

469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.

Афинский философ, как правило, изображаемый в двух сценах: в аллегорической, отражающей его влияние на молодежь, и в сцене его смерти.

1.

Сократ и зеркало

Диоген Лаэртский в своей «Жизни философов» ["О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"] (2:33) рассказывает о том, что Сократ «молодым людям советовал почаще смотреть в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие». Аллегория, выводимая из этого — Сократ, наущающий молодежь самопознанию, иллюстрирующая девиз: «Познай себя», — встречается в итальянской барочной живописи. Философ указывает на зеркало, в которое всматривается малыш или юноша. Другие молодые люди могут стоять рядом, погруженные в глубокое раздумье. Зеркало, как символ самосознания, связывается также с Благоразумием и Истиной.

2.

Смерть Сократа.

Платоновский «Федон» — диалог, касающийся бессмертия души, — завершается описанием смерти Сократа. В тюрьме, приговоренный к смерти по обвинению в безбожии и совращении юношества посредством своих идей, Сократ осушил чашу с ядом, которую передал ему слуга. Затем, в присутствии своих учеников, которых он осуждал за неудержное проявление горя, он, со спокойствием и достоинством, лег в ожидании прихода смерти. Эта тема, редко встречающаяся в итальянском искусстве, была популярна у французских художников неоклассицизма с конца XVIII века. Сила духа Сократа, когда он опускается на смертный одр, контрастирует с душевными страданиями молодых людей.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Личности исторические

Ксантиппа
Диоген Лаэртский

Зеркало
Благоразумие
Истина
Чаша
Сцены смерти