Агамемнон: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Троянская война]] / [[ | + | [[Троянская война]] / [[Ахилл]] / [[Хрис]] / [[Хриз]] / [[Хризеида]] / [[Брисеида]] / [[Калхас]] / [[Нестор]] |
[[Ссора Ахиллеса с Агамемноном]] | [[Ссора Ахиллеса с Агамемноном]] | ||
Строка 204: | Строка 204: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Агамемнон, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 151 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 34 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Агамемнон, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 151 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 34 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 15:56, 9 июня 2023
Троянская война / Ахилл / Хрис / Хриз / Хризеида / Брисеида / Калхас / Нестор
Сын Атрея и Аэропы, брат Менелая (см. род Пелопа), царь Микен (в позднейшей легенде), и Аргоса.
Один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, предводитель греческого войска в Троянской войне. Его ссора с Ахиллом из-за прекрасной Бризеи — центральное событие «Илиады. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и кончая детьми Агамемнона — Ифигенией и Орестом.
После убийства отца его племянником Эгистом (Эгисфом), сыном Тиеста (Фиеста) и воцарении последнего, бежал с братом в Спарту (в Этолию). Здесь братья женились на дочерях спартанского паря Тиндара (Тиндаря): Агамемнон на Клитемнестре, Менелай — на Елене. От брака имел трех (четырех) дочерей и сына Ореста.
По смерти Тиндара, престол перешел к Менелаю.
С помощью брата, Агамемнон сверг Тиеста с престола и воцарился в Микенах (Которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом). Вариант: Царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.
Когда Парис похитил Елену, а все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, он, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса.
Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. „Илиада“ изображает его доблестным воином (описание подвигов в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера являются причиной многих бедствий для греков:
• Убив на охоте лань, похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра.
• Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. Ill 21 след.).
• Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Нот. II. I 8-427; IX 9-692).
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма „Возвращения“ (7 в. до н. э.) и „Орестея“ Стесихора. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа (Эгиста), успевшего за время отсутствия мужа обольстить Клитеместру (Нот. Od. III 248—275; IV 524—537). Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив мужа с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Again. 855—1576).
Местом погребения его называют Микены и Амиклэ.
Сохранившийся ритуальный эпитет „Зевс-Агамемнон“ показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу. В Спарте ему воздавались божеские почести.
В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста.
Литература
Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий.
О гибели Агамемнона рассказывает Гомер в „Одиссее“:
Как умерщвлен был Атрид Агамемнон пространнодержавный?
Где Менелай находился? Какое губящее средство
Хитрый Эгист изобрел, чтоб удобнее сладить с сильнейшим?
Иль, не достигнув Аргоса, еще меж чужими людьми он
Был и врага своего тем отважил на злое убийство?»
«Друг, — Телемаху ответствовал Нестор, герой геренейский, -
Все расскажу откровенно, чтоб мог ты всю истину ведать;
Подлинно так все случилось, как думаешь сам ты; но если б
В братнем жилище Эгиста живого застал, возвращаясь
В дом свой из брани троянской, Атрид Менелай златовласый,
Трупа его бы тогда не покрыла земля гробовая,
Хищные птицы и псы бы его растерзали, без чести
В поле далеко за градом Аргосом лежащего, жены
Наши его б не оплакали — страшное дело свершил он.
Тою порой, как билися мы на полях илионских,
Он в безопасном углу многоконного града Аргоса
Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой,
Прежде самой Клитемнестре божественной было противно
Дело постыдное — мыслей порочных она не имела;
Был же при ней песнопевец, которому царь Агамемнон,
В Трою готовяся плыть, наблюдать повелел за супругой;
Но, как скоро судьбина ее предала преступленью,
Тот песнопевец был сослан на остров бесплодный,
Где и оставлен; и хищные птицы его растерзали.
Он же ее, одного с ним желавшую, в дом пригласил свой;
Множество бедр на святых алтарях он сжег пред богами,
Множеством вкладов, и златом и тканями» храмы украсил,
Дерзкое дело такое с нежданным окончив успехом.
Радостно вождь Агамемнон ступил на родительский берег,
Стал целовать он отечество милое; снова увидя
Землю желанную, пролил обильно он теплые слезы.
Но издалека, с подзорной стоянки увидел Атрида
Сторож, Эгистом поставленный (злое замысля, ему он
Дать обещал два таланта); и там наблюдал он уж целый
Год, чтоб Атрид не застал их врасплох, возвратяся внезапно.
С вестью о нём роковой побежал он в жилище Эгиста.
Ков смертоносный тогда хитроумный Эгист приготовил:
Двадцать отвальных мужей из народа немедля он выбрав,
Скрыл их близ дома, где был приготовлен обед изобильный;
Взяв колесницы с конями, к царю он Атриду навстречу
С ласковым зовом пошел, замышляя недоброе в сердце;
Введши его, подозрению чуждого, в дом, на веселом
Пире его он убил, как быка убивают при яслях;
Люди, с Атридом пришедшие, все до единого пали,
Но и Эгистовы с ними сообщники также погибли.
Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились
трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея»)
«Агамемнон» Сенеки.
Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в.
Г. Сакс,
Т. Деккер.
Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в.
трагедии «Агамемнон» В. Альфьери,
«Агамемнон» Л. Ж. Н. Лемерсье
В 19-20 вв. сюжет лег в основу около 30 трагедий
драматической тетралогии Г. Гауптмана «Ифигения в Дельфах»,
«Ифигения в Авлиде»,
«Смерть Агамемнона»,
«Электра».
Месть сына Агамемнона (В трагедии Эсхила, после настойчивых требований младшей сестры Электры), Ореста нашла воплощение в произведениях
Элиста,
Сартра.
Искусство
В античном изобразительном искусстве — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.).
Убийство его нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти лег в основу либретто ряда опер
18- 20 вв. «Клитеместра» Н. Пиччини;
«Клитеместра» Н. Цингарелли;
«Агамемнон» Д. Тревеса;
оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева;
«Орестея» Ф. Вейнгартнера;
«Орестея» Д. Мийо;
«Клитеместра» Р. Прохазки;
«Агамемнон» Д. Куклина;
«Клитеместра» И. Пиццетти и др.
кантаты «Клитеместра» Л. Керубини.
МНМ
- Агамемнон
- гр. Agamemnon
В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Артосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака А. имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А., как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает А. доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера А. являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. III 21 след.). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, А. отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от А. возвращения Хрисеиды ее отцу, А. отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Ноm. Il. I 8-427; IX 9-692). О дальнейшей судьбе А. повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н. э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру (Hom. Od. III 248—275; IV 524—537). Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив А. с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Agam. 855—1576).
Сказочное богатство А. и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что А., вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
В. Н. Ярхо
Из драматических произведений античности, посвящённых убийству А., сохранились трагедии «А.» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть А.», «Электра»).
В античном изобразительном искусстве А. — второстепенный персонаж в многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство А. нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти А. лёг в основу либретто ряда опер 18-20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарэлли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Агамемнон, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 151 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 34 Словарь)]