Топор: различия между версиями
м (→Славяне) |
|||
Строка 92: | Строка 92: | ||
==Славяне== | ==Славяне== | ||
− | + | Чрезвычайно распространены (особенно в защитной магии южных славян) острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или его уничтожить. К их числу относятся: коса, нож, топор, вилы, игла и др., чьи магические свойства усиливались за счет железа, из которого они изготовлены (оно, как и все металлы, благодаря своей твердости и прочности также причислялось к оберегам. | |
− | + | Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп) | |
− | + | оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) | |
− | + | считалось, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах — Русский Север | |
− | + | к амулетам близки по функциям предметы (нож, уголь, кочерга, метла, железный треножник, топор), употребляемые для отгона градовых туч, охраняющие от сглаза или нечистой силы пчел, скот на пастбище или в хлеву, отгоняющие нечистую силу и т. п. | |
− | + | использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу | |
− | + | как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку или скотине силы и здоровья | |
− | + | чтобы уберечь скотину от порчи и хищников: | |
− | + | * при первом выгоне на пастбище клали ей под ноги топор — восточные славяне | |
+ | * пастух обходил стадо с топором — Русский Север | ||
− | + | топор: | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | забивали в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары | ||
− | + | клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом — Полесье | |
− | + | ~ под постель роженице и колыбель новорожденному клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне | |
+ | ~ топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы | ||
− | + | ~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина | |
+ | ~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти | ||
− | + | после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье | |
− | + | вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу — карпатский свадебный обряд | |
− | |||
− | + | чтобы рана на ноге быстрее зажила: | |
− | |||
− | : | ||
+ | * клали под ноги, — Западная Украина (?); | ||
− | + | * утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами — чехи | |
− | + | чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы | |
− | |||
− | + | Новорожденному для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега. | |
− | |||
− | + | в народных верованиях ассоциируется с мужским началом: | |
− | + | * если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия; | |
+ | * пуповину новорожденному мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне | ||
+ | согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье | ||
+ | лезвие топора ассоциировалось (иногда) с острыми зубами грызунов и хищников — у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля | ||
− | + | на украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики как знак власти и магической силы старшего пастуха | |
− | + | на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание — запрещалось брать в руки серп, косу, топор | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу | |
+ | встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее — плохое предзнаменование, предвещающнн травмы — поляки | ||
− | + | на [[Рождество Христово|Рождество]] | |
− | + | под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда) | |
− | + | после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев) | |
+ | в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна | ||
− | Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови». | + | при первых признаках землетрясения, среди прочего, ставили топор острием вверх — болгары |
+ | |||
+ | по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы | ||
+ | |||
+ | пастух обходил скот с топором (также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д.) — восточные славяне | ||
+ | |||
+ | для защиты скота использовали железные орудия, прежде всего колющие и режущие: нож, топор, косу, серп, ножницы и др., которые: | ||
+ | |||
+ | * подкладывали под порог хлева, | ||
+ | * под жердь загона | ||
+ | * втыкали в землю при выходе скота, | ||
+ | |||
+ | реже | ||
+ | |||
+ | * чертили ими круг | ||
+ | * волочили за собой | ||
+ | * махали крест-накрест | ||
+ | |||
+ | |||
+ | во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.) | ||
+ | |||
+ | чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом, хозяева втыкали в двери и окна нож, иглу, топор | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови». | ||
Изнутри дома дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Д. ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п. | Изнутри дома дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Д. ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п. |
Версия 18:28, 29 апреля 2024
- Синонимы — секира, бердыш
- Особые разновидности с самостоятельной символикой — лабрис
- Составная часть других символов — алебарда, фасции
- ————————————————————————————————————————
важный, с богатой символикой предмет, используемый как оружие, орудие, ритуальный (магический) объект, регалия
известен со времен неолита
на древних изображениях часто неотличим от молота, что послужило сходству их символческого значения
фигурирует почти во всех религиях древности: есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов
оружие воинственных богов неба и грома, уничтожающих демонических существ (великанов), карающих отступников и ослушников среди людей
устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой
приписывается способность вызывать и прекращать дождь
(на Среднем Востоке) во многих культурах бронзового, железного века и более поздних использовался для принесения в жертву крупных животных
на символическое значение влияют:
- материал — железо, камень
- форма — полукруглый, двойной
- сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры
Основные значения:
- разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств
- атрибут воина — повсеместно
- атрибут древних богов солнца (солярный символ), Неба и бури
- суд, подсудность (фасции), кара
- (небесный) суд — положенный у корня дерева (?)
- божественность, её сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ
- (верховная) власть, полновластие, сила, силовое решение
- власть вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы
- гроза, гром, молния, плодородие, жизнетворная сила, дождь, приносимый небесными богами, вода (небесная)
- союз с Небом, оплодотворяющая мощь
- исправление ошибок (?)
- принесения (кровавой) жертвы
- поддержка, помощь
- (духовное) проникновение (глубинное, до самого сердца/средоточия), вскрытие тайн
- (неземное) озарение — через ассоциацию с молнией (иногда, может выступать)
- орудие разделения (раскалывание, разрубание) и дифференциации (режет, делит, сортирует)
- смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего
Африка
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.
Несёт магическую и ритуальную функцию.
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
Древний Восток
В шумеро-семитской культуре атрибут:
Египет
Двойной топор — солярный символ.
В иероглифическом письме:
- топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
- две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
Античность
Двойной топор как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
Символ:
- Матери-охотницы;
- Диониса Тенедоса — неиконический;
Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).
——————
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.
От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.
Северная традиция
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
Славяне
Чрезвычайно распространены (особенно в защитной магии южных славян) острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или его уничтожить. К их числу относятся: коса, нож, топор, вилы, игла и др., чьи магические свойства усиливались за счет железа, из которого они изготовлены (оно, как и все металлы, благодаря своей твердости и прочности также причислялось к оберегам.
Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп)
оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.)
считалось, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах — Русский Север
к амулетам близки по функциям предметы (нож, уголь, кочерга, метла, железный треножник, топор), употребляемые для отгона градовых туч, охраняющие от сглаза или нечистой силы пчел, скот на пастбище или в хлеву, отгоняющие нечистую силу и т. п.
использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу
как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку или скотине силы и здоровья
чтобы уберечь скотину от порчи и хищников:
- при первом выгоне на пастбище клали ей под ноги топор — восточные славяне
- пастух обходил стадо с топором — Русский Север
топор:
забивали в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары
клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом — Полесье
~ под постель роженице и колыбель новорожденному клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне
~ топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы
~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина
~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти
после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу — карпатский свадебный обряд
чтобы рана на ноге быстрее зажила:
- клали под ноги, — Западная Украина (?);
- утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами — чехи
чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы
Новорожденному для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
в народных верованиях ассоциируется с мужским началом:
- если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
- пуповину новорожденному мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне
согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье
лезвие топора ассоциировалось (иногда) с острыми зубами грызунов и хищников — у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля
на украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики как знак власти и магической силы старшего пастуха
на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града
обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание — запрещалось брать в руки серп, косу, топор
особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу
встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее — плохое предзнаменование, предвещающнн травмы — поляки
на Рождество
под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда)
после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев)
в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна
при первых признаках землетрясения, среди прочего, ставили топор острием вверх — болгары
по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы
пастух обходил скот с топором (также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д.) — восточные славяне
для защиты скота использовали железные орудия, прежде всего колющие и режущие: нож, топор, косу, серп, ножницы и др., которые:
- подкладывали под порог хлева,
- под жердь загона
- втыкали в землю при выходе скота,
реже
- чертили ими круг
- волочили за собой
- махали крест-накрест
во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.)
чтобы не дать вештице проникнуть в дом, хозяева втыкали в двери и окна нож, иглу, топор
Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови».
Изнутри дома дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Д. ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п.
У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном (владимир.).
Для избавления от бессонницы использовалось множество приемов и ритуалов, направленных на отгон или отпугивание нечистой силы:
- • на ночь подкладывали под подушку предметы-обереги (нож, топор, ключ и замок, веретено, гребень и т. п.);
- В других заговорах пытались воздействовать на самих духов — виновников бессонницы:
• их уговаривали оставить ребенка в покое: «Шитуха-бытуха, полу-ношница, не играй с моим малышом, а играй с ветрами, с мышами за печкой» — с.-рус.;
- • заключали с ними договор: «У меня есть сын, у тебя — дочка, давай посватаемся, побратаемся: на моего сына сонливицы и спячки, а на твою дочку плаксивицы и неспячки» — укр.;
- • старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
- • высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
Особые обряды сопровождали изготовление гроба и помещение в него покойника, ритуальных предметов и т.п.; на место, где лежал покойник, клали оберег — топор, камень, дежу, украинцы разбивали на этом месте горшок, южные славяне забивали гвоздь, на Русском Севере бросали камень вслед покойнику, «чтобы остальные были живы» (об оберегах см. в статье Вампир).
Крыша
Чтобы уберечь дом от молнии, грома, бури, пожара, на К. или под К. помещали освященные предметы, например кости пасхального поросенка, майскую или троицкую зелень, а также солому из постели умершего (словац.), рождественскую солому (болг.), топор, положенный острием кверху (серб.), и др.
Веретено
Орудие прядения, наделяемое магическими свойствами. Как символ женского занятия веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или веретено и говорили, обращаясь к ребенку:
- «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!»
В качестве оберегов от М. используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало.
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством (см. Свой—чужой). В повседневной жизни с П. как с пограничным и потому опасным локу-сом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на П., здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через П., особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на П., иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через П. воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от П., иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через П., особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на П. или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у П. Нахождение на П. связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу». П. как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в П. нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к П. подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под П. в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу. Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на П. или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на П. дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на П. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через П., чтобы он стал «хранителем дома». С П. были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться П., почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на П. или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на П., утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под П. умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению П. как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под П., веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках. При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за П. и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через П. избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на П. и говорили: «Как П. лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль П., со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призеры, останьтесь на П., а с собой возьму здоровье». В семейных обрядах и особенно в народной медицине с П. связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на П., съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через П., причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на П. или стоя, поставив ноги по обе стороны П. П. был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на П., а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было». В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на П.; знахарка меряла на П. ребенка, а потом рубила на П. его «рев, переполох». В Архангельской обл. на П. лечили от испуга: больного ставили на П., знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в П.; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». На П. символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в П., этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на П. как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на П. бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на П., а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за П., снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на П. и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на П., иногда раздетая донага. Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140. А.Л. Топорков < SMES
Иран
В иарнской мифологии атрибут Сраоши - духа религиозного послушания и порядка.
Кавказ
Топор или топорообразный выступ на груди - отличительный признак
Мезиля (адыгская мифология),
Рикирал дака (мифология лакцев и дидойцев),
Очокочи (грузинская мифология)
Балтия
Атрибут Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии.
В балтийской мифологии бог грома, молнии, дождя. Восходит к образу индоевропейского громовержца, имевшего родственное наименование с основой *Per(k); ближайшие параллели —
На небесной колеснице Перкунас предстаёт в облике седого старика с большой бородой (разных цветов, в том числе медного), в белых и чёрных одеждах, держащим козла на верёвке в одной руке и рог или топор — в другой. Оружие Перкунас — топор или молот, камни, меч, бьющий молниями, лук и стрелы, пули, палица, розги) нож; оно может быть каменным, железным, медным, огненным. Распря Перкунас с противником может объясняться иногда и кражей у громовержца оружия, укрытием его под камнями. Перкунас сам выступает как творец оружия (Akmeninis kalvis, «каменный кузнец») или ему помогает небесный кузнец Телявель. По некоторым представлениям, молнии испускаются небесными жерновами. Противник Перкунаса прячется в дупло дерева, камень (атрибуты П.); урочища и рельеф местности возникают во время преследования Перкунасом чёрта: ср. топонимы типа «река П.», «гора П.», «озеро П.», с одной стороны, и «болото чёрта», «камень чёрта», «озеро чёрта» — с другой. Кульминационный момент преследования громовержцем противника — гроза; она не только очищает землю от нечисти и возвращает украденный скот, оружие и т. п., но и означает возвращение на землю плодородия, возрастающего (а не утаённого) богатства.
Семиты
В западносемитской мифологии атрибут Рашапа - бога огня и молний.
Китай
Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
Атрибут покровителя плотников, а также посредника.
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
Атрибут Ян Цзянцзыцюаня как покровителя торговцев деревом и плотогонов.
В Юго-Восточной Азии (особенно, Китае) традиционно с грозой (среди других предметов).
В древнекитайской мифологии атрибут героя-мятежника Чи-ю ему приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.).
Два каменных топорика, называемых камнем грома, являются одним из шести предметов счастливого предзнаменования, перечисляемых китайским Фенг-шуи мо — наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом.
Сибирь
Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».
Индокитай
Каменный топор — атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии.
Мезоамерика
Атрибут
Чака - бога дождя и молнии в мифологии майя.
Патекатля - ацтекского божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
У майя-чорти четыре бога-орошателя, полулюди-полузмеи, связанные со сторонами света, возвещают о скором дожде, заставляя квакать своих слуг-лягушек. Они бросают на землю каменные топоры, вызывая гром, а чтобы выпал дождь — сверкают молниями и потрясают калебасами, полными воды.
Монголия
Отхан-галахан как божество огня имеет один глаз (реже три), всегда смотрящий вверх, в небо, ослепительно-белое лицо, густую белую бороду, медные брови, оскаленные раковинно-белые зубы. Наиболее частые его эпитеты — «красный», «масляный», «шёлковый». У него жемчужный топор, кувшин, чётки, барабан, крюк, сеть, жемчужные подвески, хрустальный пояс на бёдрах. Облик и атрибуты божества огня и его семейства сложились под прямым влиянием буддийской иконографии.
Северная Америка
Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
Австралия и Океания
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. // из ст. Австралийская мифология
Двойной топор символизировал форму человека.
Полагали, что он обладает божественной силой.
Индуизм
Атрибут Агни — двойной, вместе с дровами и мехами.
Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные мехи; рожден от дерева.
Пушана - золотой
Парашурамы (Рамы с топором). Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсёк его правый бивень.
Вишну срубает топором дерево Самсару.
бога-демиурга Тваштара.
Шива - один из атрибутов боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу).
Вишвакарман отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья.
Брихаспати - в его распоряжении дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор, изострённый Тваштаром, колесница закона (rta-);
Брахме. В своём аспекте Вишвакармана он предстаёт строителем, плотником и архитектором, несущим топор и измерительный прут (manadanda).
Индоевропейская мифология. В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях — либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространённый во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
Буддизм
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
Буддийские символы. К восьми символам благоприятного предзнаменования относятся раковина, зонтик, накидка, волшебный узел, рыба, лотос, ваза и Колесо Закона. Есть и другие символы с подобным значением - это топор, свиток, стрекало, копье, веревка, чаша для подаяния, чаша для приношени й, лук и стрелы, подставка для благовоний, палка для наказаний, веер, четки, помазок, петух и Солнце, заяц и Луна, музыкальные инструменты, бутылка из тыквы. К знакам со стоп Будды относятся свастика, колесо, раковина, рыба, корона, ваза и ваджра.
Библия
Согласно иудейскому сказанию (Е. Бин Горион, 1980) Аврам (см. Авраам) во времена царя Нимрода был первым сокрушителем кумиров своего отца, из древа и камня выделанных, "которые не обоняют, не слышат, не глаголят. И рот есть у них, а не говорят, глаза есть у них, а не видят, руки имеют, а не хватают, ноги имеют, а не идут. Таково же и с теми, кто верует в них и молится им. - И взял топор Аврам и сокрушил кумиров отца своего..."
Христианство
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
В христианстве его иногда изображают как дерево, из которого был изготовлен крест для Христа (подобно дубу и осине). Легенда гласит, что когда все деревья услышали о том, что Христа собираются распять, они договорились между собой, что не позволят использовать свои стволы для изготовления креста. И когда топор коснулся их, они раскололись на тысячи кусочков. Только падуб остался цел и позволил изготовить из себя орудие страстей Господних. Его острые листья олицетворяют терновый венец и страдание, а красные ягоды — кровь Христа.
Атрибут:
- Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
- Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
- Св. Прокла — двойной;
- Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
- Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
- Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия);
- Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
- Св. Бенедикт — обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро; Топор лесоруба, соскочив с топорища упал в озеро. Бенедикт погрузил топорище в воду, и топор чудесным образом вновь насел на топорище. — Лесоруб и его топор.
- Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ, например, строительных площадок.
Эмблематика
Обычно изображается в сценах римского правосудия.
Атрибут
- Справедливость персонифицированная;
- Купидон как символ супружества.
Батогами в EMSY (85) названы фасции в составе аллегории Правосудия: «возле нее пук батогов и топор».
Дерево, часть которого срезана
- Всему свое время.
- Символ жизни. Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время.
- СЭ-II,таб.44-5,с.294
Магия
В Центральной Европе ископаемые остатки моллюсков, белемниты, известны под названием «громовые палицы» («чертовы пальцы»), как и в некоторых местностях также топоры с отверстиями времен неолита, которые отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
Ad vocem
- — «Класть голову под меч (топор)» — быть готовым к самому худшему.
Литература
- Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES
Иллюстрации
- Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
- Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
- Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
- Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
- Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes
Примечания и комментарии