Топор: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 47 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
:<!-- Варианты наименования -->
+
[[Категория:Вещи]]
:= топор, боевой ~, плотницкий ~, топорик
+
:<!-- Варианты наименования --> = топор, топорик
:<!-- Синонимы и разновидности -->
+
::боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
:≈ секира, бердыш
+
::~ палача, ~ мясника
 +
:<!-- Синонимы и разновидности -->≈ секира
 +
:<!-- Этимология -->< этимология
 
:————————————————————
 
:————————————————————
 
:Составная часть таких объектов как [[алебарда]] и [[фасции]].
 
:Составная часть таких объектов как [[алебарда]] и [[фасции]].
:Самостоятельное значение имеют [[лабрис]], [[томагавк]]
+
:Самостоятельное значение имеют [[лабрис]], [[томагавк|томагавк,]] [[бердыш]].
:[[- топор|Топор в геральдике]]
+
:Сведения [[- топор|о применении в геральдике]].
: ————————————————————————————————————————
+
————————————————————————————————————————
<!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]].
 
  
<!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита.
+
<!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие|орудие труда]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]].
  
 +
<!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита.
 
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
 
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
  
Строка 19: Строка 21:
  
 
<!-- Символика -->
 
<!-- Символика -->
Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие их кары для отступников и ослушников среди людей.
+
Оружие воинственных [[Боги неба|богов неба]] и [[Громовник|грома]] в их борьбе с [[Демоны|демоническими существами]], [[Великан|великанами]]; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.
  
Имеет устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.
+
Имеет устойчивые ассоциации с [[Огонь, стихия|огнем]], [[Молния|молнией]], [[Гром|громом]], бурей, [[Гроза|грозой]] и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать [[дождь]].
  
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.
+
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в [[Жертва|жертву]] крупных животных.
  
 
На символическое значение влияют:
 
На символическое значение влияют:
  
* материал — [[железо]], [[камень]]
+
*материал — [[железо]], [[камень]]
* форма — полукруглый, двойной
+
*форма — полукруглый, двойной
* сопутствующие эффекты — блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры
+
*сопутствующие эффекты — [[блеск]], (глухой) звук [[Удар|ударов]], высекаемые [[искры]]
 
————————————————————————————————————————
 
————————————————————————————————————————
  
====<font color=«#669999»>Основные значения (символизирует):</font>====
+
====<font color="«#669999»">Основные значения (символизирует):</font>====
 
Атрибут:
 
Атрибут:
* воина — повсеместно;
+
*[[Воин|воина]] — повсеместно;
* древних богов солнца (солярный символ), неба и бури.
+
*древних [[Солнце|богов солнца]] (солярный символ), [[Небо|неба]] и [[Буря|бури]].
  
Сила, мощь:
+
[[Сила]], мощь:
 
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
 
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
 
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
 
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
 
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
 
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
* гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
+
*гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
  
Союз с Небом.
+
[[Союз]] с Небом.
  
Власть:
+
[[Власть]]:
 
*~ верховная, полновластие;
 
*~ верховная, полновластие;
 
*~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
 
*~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
 
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
 
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
Разделение, проникновение:
+
[[Разделение]], [[проникновение]]:
*раскалывание, разрубание, дифференциации — режет, делит, сортирует;
+
*[[раскалывание]], [[разрубание]], [[расчленение]], [[дифференциации]] — режет, делит, сортирует;
*раскрытие тайн, проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия;  
+
*[[раскрытие тайн]], проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия;
*озарение (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
+
*[[озарение]] (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
Поддержка, помощь.
+
[[Поддержка]], [[помощь]].
  
Принесения (кровавой) жертвы.
+
Принесения (кровавой) [[жертвы]].
  
Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.
+
[[Смерть]] — через образ [[Палач|палача]], заносящего топор над головой всякого живущего.
  
----
+
''Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность''
 
 
===<font color="«#669999»">Африка</font>===[[Категория:Африка]]
 
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
 
 
 
Несёт магическую и ритуальную функцию.
 
 
 
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
 
  
 
----
 
----
 
+
[[Категория:Африка]]
 
===<font color="«#669999»">Африка</font>===
 
===<font color="«#669999»">Африка</font>===
 
[[Категория:Африка]]
 
[[Категория:Африка]]
Строка 85: Строка 80:
  
 
В иероглифическом письме:
 
В иероглифическом письме:
* топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
+
*топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
 
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 
----
 
----
Строка 95: Строка 90:
 
Символ:
 
Символ:
  
* Матери-охотницы;
+
*Матери-охотницы;
* Диониса Тенедоса — неиконический;
+
*Диониса Тенедоса — неиконический;
  
 
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
 
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
Строка 128: Строка 123:
  
 
===<font color="«#669999»">Балтия</font>===
 
===<font color="«#669999»">Балтия</font>===
 +
[[Категория:Балтия]]
 
Атрибут:  
 
Атрибут:  
 
 
*[[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
 
*[[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
 
*[[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 
*[[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Славяне</font>===
 
===<font color="«#669999»">Славяне</font>===
 +
[[Категория:Славяне]]
 +
 
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
 
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
  
 
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
 
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
  
* нечистой силы
+
*нечистой силы
* диких животных
+
*диких животных
* разнообразных природных катаклизмов
+
*разнообразных природных катаклизмов
* болезней, сглаза и порчи.
+
*болезней, сглаза и порчи.
  
 
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
 
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
Строка 151: Строка 149:
 
Ассоциируется с мужским началом:
 
Ассоциируется с мужским началом:
  
* если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
+
*если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
* пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
+
*пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
  
 
Для защиты от нечисти топор:  
 
Для защиты от нечисти топор:  
  
* использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
+
*использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
* ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
+
*ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
* втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
+
*втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
* клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
+
*клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
* ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
+
*~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
 
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
 
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
  
 
Охранной силой обладало и поименование топора:
 
Охранной силой обладало и поименование топора:
  
* высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
+
*высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
* считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
+
*считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
  
 
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
 
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
  
* использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
+
*использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  
* вбивали в порог во время грозы — словаки;
+
*вбивали в порог во время грозы — словаки;
* помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
+
*помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
* ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
+
*ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
  
 
Для защиты домашних животных:
 
Для защиты домашних животных:
  
* топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
+
*топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
* ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
+
*~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
* ~ втыкали в землю при выходе скота;
+
*~ втыкали в землю при выходе скота;
* ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
+
*~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  
* пастух обходил стадо с топором — Русский Север
+
*пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  
* ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
+
*~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  
* реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
+
*реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
* по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
+
*по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  
* в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
+
*в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
  
 
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
 
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
Строка 204: Строка 202:
 
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
 
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
  
* топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
+
*топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  
* утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
+
*утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
  
 
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
 
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
  
* среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
+
*среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
* давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
+
*давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  
 
* при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
 
* при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
Строка 217: Строка 215:
 
Для лечения:
 
Для лечения:
  
* боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
+
*боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  
* от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
+
*от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  
* от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские.
+
*от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские.
  
 
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи:
 
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи:
  
* вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
+
*вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
 
* под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне;
 
* под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне;
  
* младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
+
*младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  
* отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
+
*отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
  
 
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
 
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
Строка 236: Строка 234:
 
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
 
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
  
* кладут под лавку или на место, где лежало тело;
+
*кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  
* бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
+
*бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
  
 
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
 
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
Строка 248: Строка 246:
 
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
 
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
  
* и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
+
*и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
* в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
+
*в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
  
 
На [[Рождество Христово|Рождество]]:
 
На [[Рождество Христово|Рождество]]:
  
* топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
+
*топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  
* после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>.
+
*после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>.
  
  
  
 
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.  
 
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.  
 +
----
  
----
 
 
===<font color="«#669999»">Аравия</font>===
 
===<font color="«#669999»">Аравия</font>===
 +
[[Категория:Аравия]]
 
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
 
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Кавказ</font>===
 
===<font color="«#669999»">Кавказ</font>===
 +
[[Категория:Кавказ]]
 
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:  
 
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:  
  
Строка 275: Строка 276:
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Средняя Азия / Монголия</font>===
 
===<font color="«#669999»">Средняя Азия / Монголия</font>===
 +
[[Категория:Монголия]]
  
 
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] — жемчужный.
 
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] — жемчужный.
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Сибирь</font>===
 
===<font color="«#669999»">Сибирь</font>===
 +
[[Категория:Сибирь]]
 
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».  
 
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».  
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Китай</font>===
 
===<font color="«#669999»">Китай</font>===
 +
[[Категория:Китай]]
 
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
 
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
  
Строка 300: Строка 307:
 
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
 
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
 
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
 
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
*покровителя плотников, а также посредника (?).  
+
*покровителя плотников, а также посредника (?).
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Индокитай</font>===
 
===<font color="«#669999»">Индокитай</font>===
 +
[[Категория:Индокитай]]
 
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.  
 
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.  
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Мезоамерика</font>===
 
===<font color="«#669999»">Мезоамерика</font>===
 +
[[Категория:Мезоамерика]]
 
Атрибут:  
 
Атрибут:  
  
Строка 316: Строка 327:
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Северная Америка</font>===
 
===<font color="«#669999»">Северная Америка</font>===
 +
[[Категория:Северная Америка]]
 
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.  
 
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.  
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Австралия и Океания</font>===
 
===<font color="«#669999»">Австралия и Океания</font>===
 +
[[Категория:Австралия и Океания]]
 
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
 
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
  
Строка 329: Строка 344:
 
*обладает божественной силой.
 
*обладает божественной силой.
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Иран</font>===
 
===<font color="«#669999»">Иран</font>===
 +
[[Категория:Иран]]
 
В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка.
 
В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка.
  
 
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях [[Таргитай|Таргитая]] золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.  
 
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях [[Таргитай|Таргитая]] золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Индуизм</font>===
 
===<font color="«#669999»">Индуизм</font>===
 +
[[Категория:Индуизм]]
 
Атрибут:
 
Атрибут:
  
Строка 352: Строка 371:
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Буддизм</font>===
 
===<font color="«#669999»">Буддизм</font>===
 +
[[Категория:Буддизм]]
 
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
 
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
  
Строка 358: Строка 379:
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Библия</font>===
 
===<font color="«#669999»">Библия</font>===
 +
[[Категория:Библия]]
 
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)  
 
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)  
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Христианство</font>===
 
===<font color="«#669999»">Христианство</font>===
 +
[[Категория:Христианство]]
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
  
Строка 377: Строка 402:
 
Тертулиана<ref>Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6</ref> приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
 
Тертулиана<ref>Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6</ref> приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Эмблематика</font>===
 
===<font color="«#669999»">Эмблематика</font>===
 +
[[Категория:Эмблематика]]
 
Атрибут:
 
Атрибут:
  
Строка 388: Строка 415:
 
*Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
 
*Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Ad vocem</font>===
 
===<font color="«#669999»">Ad vocem</font>===
 +
[[Категория:Ad vocem]]
 
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
 
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
  
 
----
 
----
 +
 
===<font color="«#669999»">Литература</font>===
 
===<font color="«#669999»">Литература</font>===
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
Строка 402: Строка 432:
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
 
----
 
----
 +
====<font color="red">'''——— черновые заметки ———————————'''</font>====
 +
[[Категория:Черновые записи]]
 +
(начала раздела с черновыми заметками)
 +
 
===Примечания и комментарии===
 
===Примечания и комментарии===
<font color="red">'''——— §§ —————————————————'''</font>
+
 
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Вещи]]
 

Текущая версия на 08:47, 2 мая 2024

= топор, топорик
боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
~ палача, ~ мясника
≈ секира
< этимология
————————————————————
Составная часть таких объектов как алебарда и фасции.
Самостоятельное значение имеют лабрис, томагавк, бердыш.
Сведения о применении в геральдике.

————————————————————————————————————————

Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как оружие, орудие труда, магический, ритуальный и церемониальный объект.

Известен со времен неолита. Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.

Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.

На ранних изображениях часто неотличим от молота, что способствует сходству их символики в древности.

Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.

Имеет устойчивые ассоциации с огнем, молнией, громом, бурей, грозой и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.

Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.

На символическое значение влияют:

————————————————————————————————————————

Основные значения (символизирует):

Атрибут:

Сила, мощь:

  • ~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
  • ~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
  • ~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
  • гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).

Союз с Небом.

Власть:

  • ~ верховная, полновластие;
  • ~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
  • ~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);

Разделение, проникновение:

Поддержка, помощь.

Принесения (кровавой) жертвы.

Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.

Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность


Африка

У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.

Несёт магическую и ритуальную функцию.

Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.


Египет

Двойной топор — солярный символ.

В иероглифическом письме:

  • топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
  • две руки, держащие топор и щит — знак битвы.

Античность

Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.

Символ:

  • Матери-охотницы;
  • Диониса Тенедоса — неиконический;

Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).

————————————————————

Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).

Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.

От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.


Европа

В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.


Северная традиция

Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.

С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.


Балтия

Атрибут:

  • Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
  • Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.

Славяне

В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.

Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:

  • нечистой силы
  • диких животных
  • разнообразных природных катаклизмов
  • болезней, сглаза и порчи.

Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.

Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.

Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.

Ассоциируется с мужским началом:

  • если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
  • пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.

Для защиты от нечисти топор:

  • использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
  • ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
  • втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
  • клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
  • ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
  • ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);

Охранной силой обладало и поименование топора:

  • высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
  • считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север

Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:

  • использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  • вбивали в порог во время грозы — словаки;
  • помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
  • ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.

Для защиты домашних животных:

  • топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
  • ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
  • ~ втыкали в землю при выходе скота;
  • ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  • пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  • ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  • реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
  • по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  • в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.

Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.

Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.

Использовался топор и в качестве лечебного средства.

Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.

Чтобы рана на ноге быстрее зажила:

  • топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  • утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.

Беременным для облегчения или избежания трудных родов:

  • среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
  • давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  • при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.

Для лечения:

  • боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  • от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  • от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.

Чтобы оградить от сглаза и порчи:

  • вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
  • под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
  • младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  • отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;

Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване

Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:

  • кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  • бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье

на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.


Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.

Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:

  • и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
  • в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.

На Рождество:

  • топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  • после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].


Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.


Аравия

Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.


Кавказ

Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:


Средняя Азия / Монголия

Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.


Сибирь

Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».


Китай

Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

В системе соответствии владыка востока Фу-си среди прочего соотносится с секирой.

Атрибут:

  • Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
  • героя-мятежника Чи-ю — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
  • покровителя плотников, а также посредника (?).

Индокитай

Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.


Мезоамерика

Атрибут:

  • Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
  • Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.


Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.


Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.

Двойной топор:

  • символизирует собой форму (тела) человека.
  • обладает божественной силой.

Иран

В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.

В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях Таргитая золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.


Индуизм

Атрибут:

  • Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  • Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
  • Пушана — золотой;
  • Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
  • Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
  • Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).

Вишну срубает топором дерево Самсару.

В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.


Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.


Библия

Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)


Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.

Тертулиана[4] приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.


Эмблематика

Атрибут:

Дерево, часть которого срезана

  • Всему свое время.
  • Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294

Ad vocem

Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.


Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

——— черновые заметки ———————————

(начала раздела с черновыми заметками)

Примечания и комментарии

  1. Девочке в этом случае клали прялку.
  2. Это также должно оградить и от злых духов.
  3. Для урожайности плодовых деревьев.
  4. Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6