Ади-будда: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 18: Строка 18:
 
:[[Ваджрадхара]]
 
:[[Ваджрадхара]]
 
:[[Вайрочана]]
 
:[[Вайрочана]]
:[[Махавайрочана]]
+
:Махавайрочана
 
:[[Бодхисаттва]]
 
:[[Бодхисаттва]]
 
----
 
----

Версия 15:52, 29 января 2021

А́ди-будда — санскр. adi-bъddha — «первоначальный будда»

В буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды Ади-будда рассматривается как дхармакая. Из Ади-будды эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхогакаи). Время и место возникновения концепции Ади-будда неизвестны. Попытки видеть в Ади-будде аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме Ади-будда считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ Ади-будда обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма.

Слово «Ади-будда» встречается впервые в «Манджушринамасангити» (не позднее VII в.), но только в X—XI вв., в связи с распространением доктрины калачакры — «колёса времени»; концепция Ади-будды получила широкое распространение в Индии.

До сегодняшнего дня Ади-будда почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве Ади-будды выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии — Вайрочана (или Махавайрочана).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Будда

Трикая
Калачакра
Самантабхадра
Ваджрадхара
Вайрочана
Махавайрочана
Бодхисаттва

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Encyclopaedia of Buddhism, v. l, fasc. 2, Ceylon, 1963, p. 213-19 < MNME
  • Guenther H. V., The tantric view of life, Berk — L., 1972 < MNME