Эдзены: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
:Эдзены — «хозяева» | :Эдзены — «хозяева» | ||
:эдзеты, | :эдзеты, | ||
Строка 32: | Строка 14: | ||
Некоторые Эдзены не персонифицированы; однако согласно народным поверьям, иногда появляется Эдзены в облике белого человека в белых одеждах на белом коне; глава Эдзенов, [[Цаган Эбуген]] — седобородый старец. | Некоторые Эдзены не персонифицированы; однако согласно народным поверьям, иногда появляется Эдзены в облике белого человека в белых одеждах на белом коне; глава Эдзенов, [[Цаган Эбуген]] — седобородый старец. | ||
− | В бурятской мифологии, например, | + | В бурятской мифологии, например, Орболи Саган-нойон, один из лесных Эдзенов — старик огромного роста, ездит на лосе (по другим представлениям, Эдзены людям вообще не показываются). |
Эдзены богаты, их молят об увеличении благосостояния, Эдзены властвуют над растениями и животными, выступая как охотничьи (и отчасти скотоводческие) божества (у бурят владельцем лосиных и оленьих стад считается Орболи Саган-нойон). | Эдзены богаты, их молят об увеличении благосостояния, Эдзены властвуют над растениями и животными, выступая как охотничьи (и отчасти скотоводческие) божества (у бурят владельцем лосиных и оленьих стад считается Орболи Саган-нойон). | ||
− | Эдзены вод и их властелин (бурят. Уха Лосон, Уха Лусан, калм. Усун хадын эзэн) — хозяева рыб и духи речного промысла. По монгольскому поверью, восемь | + | Эдзены вод и их властелин (бурят. Уха Лосон, Уха Лусан, калм. Усун хадын эзэн) — хозяева рыб и духи речного промысла. По монгольскому поверью, восемь дебджитов, возглавляемых Нансаруном, ведают дождём, снегом, градом, ветром и грозой, следуя воле Хормусты. |
Как духи среднего мира, соприкасающиеся с людьми, Эдзены могут выступать посредниками между ними и [[тенгри]]. | Как духи среднего мира, соприкасающиеся с людьми, Эдзены могут выступать посредниками между ними и [[тенгри]]. | ||
В бурятской мифологии ханы, хаты, нойоны осмысливаются как дети и внуки тенгри, спустившиеся с неба. | В бурятской мифологии ханы, хаты, нойоны осмысливаются как дети и внуки тенгри, спустившиеся с неба. | ||
Строка 48: | Строка 30: | ||
::::[С. Ю. Неклюдов [[MNME]] ] | ::::[С. Ю. Неклюдов [[MNME]] ] | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== |
Версия 15:43, 5 февраля 2021
- Эдзены — «хозяева»
- эдзеты,
- эжены (бурят.);
- эзны (калм.),
- ха́ны,
- ха́ты — «государи»,
- но́йоны (ед. ч. нойон) — «господин»,
- са́бдаки, шибдаки, дебджиты: от тибет. sa-bdag, gzi-bdag — «владыка земли, местности», bde-byed, «благоподатель»
В мифологии монгольских народов духи — хозяева определённой местности, ландшафтных объектов, жилищ, инвентаря; покровители различных видов деятельности человека (ср. тюрк. эе). В «Сокровенном сказании» (XIII в.) повествуется об Эдзенах — владыках земли и воды (Гадзар усуно эдзет хат); ср. йер-су в мифологии киргизов, алтайцев. В монгольских шаманских призываниях перечисляются Эдзены отдельных скал, рек, болот; упоминаются «восемь родов» Эдзенов, 24 Эдзена, 49 Эдзенов, а наряду с ними — «Государь земля-вода» (хан Гадзар усун), являющийся либо обобщённым образом ландшафтных духов, либо их главой. Ряд локальных Эдзенов чтутся как общемонгольские (например, дух-хозяин Хангая, Эдзен ойратской земли, а хребта Танну — Эдзен Монголии), приближающиеся к категории земных божеств.
Некоторые Эдзены не персонифицированы; однако согласно народным поверьям, иногда появляется Эдзены в облике белого человека в белых одеждах на белом коне; глава Эдзенов, Цаган Эбуген — седобородый старец. В бурятской мифологии, например, Орболи Саган-нойон, один из лесных Эдзенов — старик огромного роста, ездит на лосе (по другим представлениям, Эдзены людям вообще не показываются).
Эдзены богаты, их молят об увеличении благосостояния, Эдзены властвуют над растениями и животными, выступая как охотничьи (и отчасти скотоводческие) божества (у бурят владельцем лосиных и оленьих стад считается Орболи Саган-нойон). Эдзены вод и их властелин (бурят. Уха Лосон, Уха Лусан, калм. Усун хадын эзэн) — хозяева рыб и духи речного промысла. По монгольскому поверью, восемь дебджитов, возглавляемых Нансаруном, ведают дождём, снегом, градом, ветром и грозой, следуя воле Хормусты. Как духи среднего мира, соприкасающиеся с людьми, Эдзены могут выступать посредниками между ними и тенгри. В бурятской мифологии ханы, хаты, нойоны осмысливаются как дети и внуки тенгри, спустившиеся с неба.
Чаще представление о возникновении Эдзенов связано с культом предков. По монгольским поверьям, Эдзенами становятся души именитых людей, шаманов и колдунов. С культом предков у бурят связаны прозвища Эдзенов: бабай, «батюшка». У бурят Эдзены подразделяются на добрых и злых. Благожелательны к людям западные ханы, или хаты (вариант: 90 хатов) — Эдзены Саянских, Тункинских гор и др. местностей Прибайкалья. Им противостоят злые «холодные» восточные ханы — Эдзены восточных гор, ездящие на чёрных повозках, запряжённых вороными конями. Злых Эдзенов возглавляет Эрлен-хан (см. Эрлик).
- [С. Ю. Неклюдов MNME ]
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии