Шунь: различия между версиями
м |
|||
Строка 38: | Строка 38: | ||
---- | ---- | ||
:[[Глаза|Глаз]] | :[[Глаза|Глаз]] | ||
− | : | + | :Зрачок |
:[[Слон]] | :[[Слон]] | ||
|} | |} |
Версия 16:48, 9 февраля 2021
В древнекитайской мифологии один из мудрых идеальных правителей (наряду с Яо). Согласно преданию, мать Шуня зачала его, увидев на небе большую радугу[1]. Шунь представлялся в виде горбатого человека с чёрным цветом кожи, большим лбом и особой драконовой метой посередине лба — характерным знаком большинства древних правителей, подчёркивающим их связь с тотемом. Его прозвище Чун-хуа или Чун-мин связано с наличием у Шуня двух зрачков в каждом глазу[2], что, возможно, свидетельствует о существовании в древности представления о птичьей ипостаси Шуня. В древних памятниках он часто называется Юй Шунь — в этом эпитете зафиксировано, как предполагается, наиболее древнее представление о Шуне как охотнике. В стадиально поздних версиях Шунь представлялся, видимо, земледельцем[3], примерно в VI—IV вв. до н. э. Шунь приобретает черты идеального в конфуцианском смысле правителя «золотого века» древности. По преданию Шунь являл собой образец сыновнего благочестия. Со временем Шунь ушёл из дома и занимался земледелием, рыболовством, а затем гончарным ремеслом. Слух о добродетельном Шуне дошёл до правителя Яо, и тот вознамерился уступить ему свой престол, но прежде решил испытать Шуня, отдав ему в жёны двух своих дочерей. Сводный брат Шуня — Сян — «слон»; задумал погубить Шуня, чтобы завладеть его красавицами-жёнами и всем имуществом, полученным Шунем от Яо. Отец велел Шуню починить крышу амбара, а сам поджёг строение, но Шунь из двух соломенных шляп смастерил крылья и, подобно птице, спустился вниз. Шуню приписывается усмирение четырёх мифических злодеев (Сы сюн) — Хунь-дуня, Цюн-ци, Тао-у и Тао-те[4], а также распространение правил почтительного поведения. Только после успешного завершения всех этих деяний Яо уступил престол Шуню. Шунь умер, пробыв на престоле 39 лет. Останки Шуня похоронили в местности Цанъу на горе, получившей название Цзюишань («гора девяти сомнений»), где люди часто сбивались с пути и где водились двуглавые змеи вэйшэ. |
См. также: |
Литература
- Рифтин Б. Л. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ Поскольку радуга ассоциировалась с драконом, можно предполагать типичный для китайской мифологии мотив чудесного зачатия героя от дракона.
- ↑ Ср. птицу чунмин
- ↑ На поздних народных картинах он изображается пашущим на слоне.
- ↑ Шунь сослал их в отдалённые окраинные земли, повелев им охранять границы от призраков и бесов, нападавших на людей.