Ужин в Еммаусе: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
(Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за [[Путешествие в Еммаус|Путешествием в Еммаус]]. | (Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за [[Путешествие в Еммаус|Путешествием в Еммаус]]. | ||
− | Два ученика (по имени известен только | + | Два ученика (по имени известен только Клеопа), направляясь в Еммаус (Селение неподалеку от Иерусалима) повстречали Христа, который неузнанным присоединился к ним. В Еммаусе они пригласили его в дом. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал Невидим для них». |
Искусство | Искусство | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Впервые встречается во французских романских церквах ХII в. | Впервые встречается во французских романских церквах ХII в. | ||
− | Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства [[ | + | Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства [[Причащение|Причастия]]. |
Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению. | Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
[[Иисус Христос|Христос]] в центре преломляет [[хлеб]]; двое его сотрапезников в изумлении узнают его. | [[Иисус Христос|Христос]] в центре преломляет [[хлеб]]; двое его сотрапезников в изумлении узнают его. | ||
− | Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как [[странник]]и: у него за спиной висит [[шляпа]], на полу лежат пилигримский [[посох]] и [[сума]]. На плаще одного из учеников может быть [[раковина]] (Характерный атрибут [[Иаков Старший, Св.|Иакова Старшего]], здесь указывает на странников вообще). | + | Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как [[странник]]и: у него за спиной висит [[шляпа]], на полу лежат пилигримский [[посох]] и [[Котомка|сума]]. На плаще одного из учеников может быть [[раковина]] (Характерный атрибут [[Иаков Старший, Св.|Иакова Старшего]], здесь указывает на странников вообще). |
У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них. | У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них. | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
[[Файл:00-04-748-000.jpg|200px| Dirck Van Santvoort, I pellegrini di Emmaus, XVII sec., musйe du Louvre, Parigi |ссылка=Special:FilePath/00-04-748-000.jpg]] | [[Файл:00-04-748-000.jpg|200px| Dirck Van Santvoort, I pellegrini di Emmaus, XVII sec., musйe du Louvre, Parigi |ссылка=Special:FilePath/00-04-748-000.jpg]] | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] |
Версия 10:44, 10 февраля 2021
(Лк" 24:28-32). Сцена, следующая за Путешествием в Еммаус.
Два ученика (по имени известен только Клеопа), направляясь в Еммаус (Селение неподалеку от Иерусалима) повстречали Христа, который неузнанным присоединился к ним. В Еммаусе они пригласили его в дом. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал Невидим для них».
Искусство
Впервые встречается во французских романских церквах ХII в.
Иногда заменяет изображение Тайной Вечери (Которым обычно украшались стены монастырских трапезных) как подходящий «тип» трактовки таинства Причастия.
Излюбленный сюжет венецианской школы XVI в. (Эпоха ее расцвета) полностью секуляризированный по своему настроению.
Рембрандт создал несколько версий сюжета, вернув ему религиозное содержание.
Главенствуют три фигуры, сидящие за столом.
Христос в центре преломляет хлеб; двое его сотрапезников в изумлении узнают его.
Согласно одной известной традиции, Христос (иногда и ученики) одеты как странники: у него за спиной висит шляпа, на полу лежат пилигримский посох и сума. На плаще одного из учеников может быть раковина (Характерный атрибут Иакова Старшего, здесь указывает на странников вообще).
У венецианских художников трактовка сюжета расширяется как за счет щедрот стола, так и количества гостей, слуг и других персонажей (числом до пятнадцати и даже двадцати); Иисус едва ли не теряется среди них.
В Нидерландах XVII в. получило развитие сопоставление «Ужина в Еммаусе» с мифом о Филемоне и Бавкиде (Классический сюжет мифа был известен в нидерландском искусстве этого периода); многие художники (в том числе Рембрандт), основывали свои трактовки на этом мифе. Взаимное вляние придало сюжету с Филемоном и Бавкидой (Особенно в голландской и немецкой живописи) отчетливые христианские обертоны.
Трапеза в Еммаусе. Когда эти двое учеников и Иисус, которого они не узнали, подошли к Еммаусу, Он сказал им, что должен идти дальше, «но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них» (Лк. 24:28-31).
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии