Пришни: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 4: Строка 4:
 
:Пришни — ''др.-инд.'' Prsni- ''букв.'' «пёстрая»
 
:Пришни — ''др.-инд.'' Prsni- ''букв.'' «пёстрая»
 
Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры<ref>PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3</ref>. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра<ref>РВ II 34, 2</ref>, называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»<ref>РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11</ref>. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды<ref>РВ IV 5, 10</ref> говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч<ref>Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.</ref>, уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»<ref>РВ VII 35, 13</ref> Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат<ref>Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).</ref>. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя<ref>Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.</ref>, с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии<ref>Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10</ref>, так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»).
 
Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры<ref>PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3</ref>. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра<ref>РВ II 34, 2</ref>, называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»<ref>РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11</ref>. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды<ref>РВ IV 5, 10</ref> говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч<ref>Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.</ref>, уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»<ref>РВ VII 35, 13</ref> Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат<ref>Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).</ref>. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя<ref>Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.</ref>, с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии<ref>Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10</ref>, так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 17:32, 5 июня 2023

Пришни — др.-инд. Prsni- букв. «пёстрая»

Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры[1]. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра[2], называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»[3]. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды[4] говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч[5], уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»[6] Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат[7]. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя[8], с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии[9], так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Корова

Сома
Индра
Маруты
Аджа Экапад
Ахи Будхнья
Апам Напат
Прпоруша

Бык
Вымя
Молоко
Тучи
Вода
Океан

Литература

  • Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3
  2. РВ II 34, 2
  3. РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11
  4. РВ IV 5, 10
  5. Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.
  6. РВ VII 35, 13
  7. Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).
  8. Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.
  9. Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10