Пришни: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:Пришни — ''др.-инд.'' Prsni- ''букв.'' «пёстрая» | :Пришни — ''др.-инд.'' Prsni- ''букв.'' «пёстрая» | ||
Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры<ref>PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3</ref>. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра<ref>РВ II 34, 2</ref>, называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»<ref>РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11</ref>. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды<ref>РВ IV 5, 10</ref> говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч<ref>Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.</ref>, уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»<ref>РВ VII 35, 13</ref> Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат<ref>Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).</ref>. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя<ref>Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.</ref>, с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии<ref>Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10</ref>, так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»). | Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры<ref>PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3</ref>. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра<ref>РВ II 34, 2</ref>, называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»<ref>РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11</ref>. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды<ref>РВ IV 5, 10</ref> говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч<ref>Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.</ref>, уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»<ref>РВ VII 35, 13</ref> Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат<ref>Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).</ref>. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя<ref>Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.</ref>, с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии<ref>Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10</ref>, так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 17:32, 5 июня 2023
Ведийский мифологический персонаж, женское божество, имеющее облик коровы, собственно — божественная небесная корова. Само слово в единственном числе может обозначать и корову, и быка (по принципу «пятнистый», «пёстрый»), а во множественном числе относится к коровам, которые дали Соме молоко для Индры[1]. Пришни — жена Рудры; из своего сияющего вымени она произвела на свет сыновей марутов, божеств бури и ветра[2], называемых поэтому prsnimatarah, «имеющие Пришни матерью» или даже просто gomatarah, «имеющие корову матерью»[3]. Не раз упоминаются в «Ригведе» вымя и молоко Пришни, однажды[4] говорится о её тайном укрытии (вымени ?). Обычно образ Пришни понимается как метафора пёстрой (во всяком случае, неоднородной по цвету) грозовой тучи, иногда — пламенеющих туч[5], уподобляемых разбухшему вымени. Вообще с Пришни связана символика воды как плодородной силы. Так, в одном из гимнов «Ригведы»[6] Пришни, называемая «богохранимой», восхваляется вслед за другими персонификациями вод (в частности, подземного царства): Аджа Экапад, Ахи Будхнья, Океан, Апам Напат[7]. Эта особенность Пришни позволяет с уверенностью ввести её в круг божеств, связанных с плодородием, и наметить её мифологические связи и аналогии. Так, оказывается возможным сопоставить имя Пришни с глаголом, обозначающим разбрызгивание воды, порошение дождя[8], с сербской Прпорушей. Разумеется, следует иметь в виду и другие аналогии — как внутри древнеиндийской мифологии[9], так и в ближайшей родственной иранской мифологии (ср. авест. Parsat-gius, «обладающий пёстрыми коровами» в соотнесении с вед. prsad-asva-, «обладающий пёстрыми конями»). |
См. также:
|
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ PB I 84, 10-11; VIII 8, 19; 7, 10; 58, 3
- ↑ РВ II 34, 2
- ↑ РВ I 23, 10; 85, 3; VIII 20, 8 и др.; АВ V 21, 11
- ↑ РВ IV 5, 10
- ↑ Рождённые Пришни маруты не случайно сравниваются с огнями, ср. РВ VI 66, 1-3.
- ↑ РВ VII 35, 13
- ↑ Ср. также название реки Prsni (другой вариант — Parusni).
- ↑ Ср. хетт, рарраrs-, тохар. papдrs-, чеш. prseti и др.
- ↑ Само имя Prsni носят несколько женских персонажей: так, о Деваки, жене Васудевы и матери Кришны, говорится, что она была рождена вновь как Пришни; ср. также мифологический персонаж Пришнигу — Prsnigu-, собств. «имеющий пёстрых коров», PB I, 112, 7; название племени, враждебного ариям, VII 18, 10