Топор: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 97 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
:См. также:
+
[[Категория:Вещи]]
::[[Оружие]] ----
+
:<!-- Варианты наименования --> = топор, топорик
::[[Лабрис]]
+
::боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
::Секира
+
::~ палача, ~ мясника
::Бердыш ----
+
:<!-- Синонимы и разновидности -->≈ секира
::[[Алебарда]] - разделяет символику топора
+
:<!-- Этимология -->< этимология
::[[Фасции]]
+
:————————————————————
:: ————
+
:Составная часть таких объектов как [[алебарда]] и [[фасции]].
:: [[Гроза]]
+
:Самостоятельное значение имеют [[лабрис]], [[томагавк|томагавк,]] [[бердыш]].
:: ≈ Гроза → Молния ► голос небесных богов, атрибут всех богов неба и бури (молния - их оружие); Божье могущество; атрибут монархов и магов; ◄ молот; барабан; топор, топор-молния; трещотка; дуб; грохочущая повозка, увозящая души умерших; гнев или веселье богов. Раскаты грома ассоциируются также с дракон, (особенно в Китае), спираль; огненная жемчужина; резец; ревущий бык.
+
:Сведения [[- топор|о применении в геральдике]].
<blockquote>[[Железо]]
+
————————————————————————————————————————
  
Важный со времен неолита и мощный по символике инструмент. Фигурирует почти во всех религиях древности. Есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.</blockquote>Блеск и глухие удары топора, высекающего искры, в значительной мере определили его символизм, ассоциирующийся с огнем и жизнетворной силой грозы, например в Зап. Африке.
+
<!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие|орудие труда]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]].
  
Ассоциируется с молнией, водой и плодородием, ему приписывали способность вызывать дождь и прекращать его. Символ власти вождя, правителя (у народов Океании, кельтов, северных народов и африканцев) и повсеместно — атрибут воина.
+
<!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита.  
 +
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
  
Приоткрывает и проникает в землю, что говорит о его союзе с Небом, об оплодотворяющей мощи.
+
<!-- Распространённость -->Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.
  
Как оружие воинственных богов неба и грома, занятых уничтожением демонических существ (великанов) он на древних изображениях часто неотличим от молота (секиры).
+
<!-- Особенности формирования -->На ранних изображениях часто неотличим от [[Молот|молота]], что способствует сходству их символики в древности.
  
Поскольку крупных жертвенных животных во многих культурах бронзового и железного века (на Среднем Востоке и много позже) умертвляли топором, он часто становился символом кровной жертвы, а также символом подсудности, как, например, в пучках прутьев у древнеримских ликторов (фасции).
+
<!-- Символика -->
 +
Оружие воинственных [[Боги неба|богов неба]] и [[Громовник|грома]] в их борьбе с [[Демоны|демоническими существами]], [[Великан|великанами]]; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.
  
Особую форму представляет собой двойной (двухсторонний) топор, который рассматривался, предположительно, как священный союз бога Небес и богини Земли, грома и молнии. В других случаях лезвия, напоминающие полумесяцы, символизируют луну или обозначают единство противоположностей.
+
Имеет устойчивые ассоциации с [[Огонь, стихия|огнем]], [[Молния|молнией]], [[Гром|громом]], бурей, [[Гроза|грозой]] и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать [[дождь]].
  
Часто также лунным символом называют двойной топор с двумя лунообразно изогнутыми лезвиями, и потому его приписывают в качестве оружия легендарным женским воинствам античности, амазонкам, как и серповидный лук.  
+
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в [[Жертва|жертву]] крупных животных.
  
Цоллингер показывает, как Большая Медведица стала прообразом знака пояса, связи или предмета знания; Близнецы — прототипом цифры восемь и буквы Н; что неизменность солнечного цикла или вращения Земли вокруг своей оси породили знак свастики; деление всего природного на различные формы отразилось в китайском знаке Ян-Инь; что в реальном мире кроются корни графических горизонтальных линий, Центра и креста; и, в конце концов, как в результате соединения трех знаков, представляющих Солнце, Луну и крест, получился графический символ Гермеса. Далее он отмечает родственное сходство между такими формами двусторонней симметрии, как знак Ян-Инь, labrus — обоюдоострый топор, labarum (военный штандарт во времена правления византийского императора Константина) и крест (61).
+
На символическое значение влияют:
  
молния - впечатляющий разряд «небесного» электричества, который приносит на землю огонь и уничтожение, является во всех древних культурах выражением и символом сверхъестественной силы. Чаще всего именно бог неба или царь богов уничтожает при помощи топора или молоти вражеские существа на земле или наказывает непослушных людей. Из-за небесного происхождения молния играет также определённую роль как символ неземного озарения.
+
*материал — [[железо]], [[камень]]
 +
*форма — полукруглый, двойной
 +
*сопутствующие эффекты — [[блеск]], (глухой) звук [[Удар|ударов]], высекаемые [[искры]]
 +
————————————————————————————————————————
  
Каменный топор (см) является неиконическим выражением божественности или ее сверхъестественной силы.  
+
====<font color="«#669999»">Основные значения (символизирует):</font>====
 +
Атрибут:
 +
*[[Воин|воина]] — повсеместно;
 +
*древних [[Солнце|богов солнца]] (солярный символ), [[Небо|неба]] и [[Буря|бури]].
  
* гром удар боевого топора;
+
[[Сила]], мощь:
 +
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
 +
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) в руках воинственных божеств;
 +
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
 +
*гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
  
Смерть — это палач, заносящий топор над головой каждого живого существа.  
+
[[Союз]] с Небом.
  
===<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Основные значения:</font></div>===
+
[[Власть]]:
*разрушение, ярость — в руках воинствующих божеств;
+
*~ верховная, полновластие;
*силовое решение;
+
*~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
*полновластие;
+
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
*атрибут древних богов солнца и бури;
+
[[Разделение]], [[проникновение]]:
*положенный у корня дерева — небесный суд;
+
*[[раскалывание]], [[разрубание]], [[расчленение]], [[дифференциации]] — режет, делит, сортирует;
*разделение, проникновение
+
*[[раскрытие тайн]], проникновение в суть чего-либо — духовное, глубинное, до самого средоточия;
*солярная эмблема богов Неба.
+
*[[озарение]] (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
*божественность, верховная власть,
+
[[Поддержка]], [[помощь]].
*гром, плодородие, дождь, приносимый небесными богами,
 
*исправление ошибок, принесения жертвы,
 
*поддержка, помощь.
 
*духовное проникновение (до самого сердца тайны);
 
*орудие разделения и дифференциации (режет, делит, сортирует).
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Африка</font></div>==
 
У племен йоруба двойной топор несет магическую функцию: им громыхает бог бури.
 
  
Богато декорированные и поэтому не используемые по назначению топоры являются символом достоинства вождей и вообще исполнительной власти.
+
Принесения (кровавой) [[жертвы]].
  
 +
[[Смерть]] — через образ [[Палач|палача]], заносящего топор над головой всякого живущего.
  
Оксе — деревянный двойной топор бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
+
''Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность''
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>==
 
Двойной топор — эмблема Таммуза.
 
  
Хеттский топор и двойной топор — атрибуты Тешуба, бога Солнца и Повелителя Небес; верховная власть.
+
----
 +
[[Категория:Африка]]
 +
===<font color="«#669999»">Африка</font>===
 +
[[Категория:Африка]]
 +
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
  
В шумеро-семитской культуре топор - эмблема Таммуза.
+
Несёт магическую и ритуальную функцию.
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Египет</font></div>==
 
В иероглифическом письме — знак идеи разделения… обещанные или посвященные вещи были «отсечены» от других.
 
  
Двойной топор солярный символ.
+
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Античность</font></div>==
 
Символом Матери-охотницы.
 
  
Лабрис — атрибут Великой Матери как фаллический символ её партеногенетического плодородия. ([[DKES|dkes]]).
+
----
  
В Минойской культуре не удается проследить происхождение символа двойного топора.  
+
===<font color="«#669999»">Египет</font>===
 +
[[Категория:Египет]]
 +
Двойной топор — солярный символ.
  
Предполагается, что он символизировал верховную власть и силу, а также присутствие божества.  
+
В иероглифическом письме:
 +
*топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
 +
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 +
----
  
Предполагается далее, что на Крите он являлся не столько символом, сколько прямым неиконическим образом божества и обладал сверхъестественной силой.
+
===<font color="«#669999»">Античность</font>===
 +
[[Категория:Античность]]
 +
Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
  
Вырезался на минойских кирпичах в надежде получить покровительство Зевса над строящимся зданием.
+
Символ:
  
В греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо», др.-инд. deva — «бог», dyaus — «небо» (Дьяус), греч. Zeus, род. п. Dios, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus — «бог», dies — «день»; др.-инд. Dyaъs pitar, др.-греч. Zeus patnr — лат. Jup (p) iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Hes. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. См. рис. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453—491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис — лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З.
+
*Матери-охотницы;
 +
*Диониса Тенедоса неиконический;
  
В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.
+
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
  
 +
————————————————————
  
 +
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
  
В этрусском погребальном искусстве место кораблей мёртвых заняли прежде всего дельфины-перевозчики душ на острова блаженных. Позднее на первый план вышли ужасающие демоны смерти: Хару (Харун) с молотом, похожим на двойной топор, и Тухулка со змеями в руках, внешне напоминающий черта.  
+
Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.
  
Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др.
+
От собственного топора погибает [[Галиррофий]], пытаясь срубить священную оливу Афины.
 +
----
  
Атрибут Зевса как бога грома и молнии.  
+
===<font color="«#669999»">Европа</font>===
 +
[[Категория:Европа]]
 +
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
  
Ударом топора Гефест рассек его голову (образ молниеносной интуиции, озарения), и из нее вышла облаченная в доспехи и шлем Афина, богиня интеллектуальных способностей и мудрости.
+
----
  
Неиконический образ Тенедоса Диониса (двойной).
+
===<font color="«#669999»">Северная традиция</font>===
 +
[[Категория:Северная традиция]]
  
 +
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
  
[[Галлирофий]] ([[Галиррофий]]) погиб от собственного топора, пытаясь срубить священную оливу Афины.
+
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
  
 +
Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.
  
Большое значение в минойской культуре играет  двойной топор - лабрис.
+
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
 +
----
  
Согласно Р. фон Ранке-Гравесу, лабрис, имевший вид отшлифованного каменного топора, принадлежал титаниде [[Рея|Рее]]. Позднее был узурпирован олимпийскими богами и придан Зевсу уже как палица грома.
+
===<font color="«#669999»">Балтия</font>===
 +
[[Категория:Балтия]]
 +
Атрибут:
 +
*[[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
 +
*[[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 +
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Славяне</font>===
 +
[[Категория:Славяне]]
  
Фасции - связка деревянных (березовых или вязовых) прутьев с воткнутым в середину топориком, перевязанных красным кожаным ремнем.
+
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
  
В период, когда римский народ был высшей инстанцией по вынесению смертных приговоров, в фасциях не было топора в знак признания за гражданами права подать апелляцию против приговоров чиновников.
+
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
  
 +
*нечистой силы
 +
*диких животных
 +
*разнообразных природных катаклизмов
 +
*болезней, сглаза и порчи.
  
Раскат грома с молнией (она одна) - небесный топор Циклопа.
+
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
  
Неиконическими символами Диониса служат:
+
Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.
  
* мистический ящик с символическими предметами — атрибут и символ мистерий;
+
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
* фаллос — знак Диониса как бога плодоносящих сил земли;
 
* вертикально утверждённый столб, обросший плющом и, нередко, с маской или личиной;
 
* двойной топор — символ Диониса Тенедоса.
 
* Топор. Двойной топор у греков - неиконическая форма символики Тенедоса Диониса.  
 
  
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Северная традиция</font></div>==
+
Ассоциируется с мужским началом:
У кельтов двойной топор означает божество, вождя или воителя.
 
  
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
+
*если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
 +
*пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
  
У скандинавов двойной топор сопровождает божественное существо, вождя или воина.
+
Для защиты от нечисти топор:
  
: У скандинавов и тевтонов В северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ «молот Тора». это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача.
+
*использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» украинцы, Харьковская обл.;
: молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора.
+
*ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
: Молот — исконное оружие громовника (др.-исл. Mjцllnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») — первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами — цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идёт уже о железном молоте. В мифах это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. побивает ётунов (великанов).
+
*втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
: О более широком диапазоне функций Т. в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла.
+
*клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир Полесье;
 +
*~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
 +
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
  
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Славяне</font></div>==
+
Охранной силой обладало и поименование топора:
Наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней. У восточных славян топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с топором; болгары забивали топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. В Полесье топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.
 
  
Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
+
*высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
 +
*считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север
  
Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.
+
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
  
В народных верованиях топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай.
+
*использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  
Иногда лезвие топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля.
+
*вбивали в порог во время грозы — словаки;
 +
*помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
 +
*ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.
  
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха.
+
Для защиты домашних животных:
  
* На святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града;
+
*топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
 +
*~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
 +
*~ втыкали в землю при выходе скота;
 +
*~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  
К амулетам близки по функциям предметы (нож, уголь, кочерга, метла, железный треножник, топор), употребляемые для отгона градовых туч, охраняющие от сглаза или нечистой силы пчел, скот на пастбище или в хлеву, отгоняющие нечистую силу и т. п.
+
*пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  
Обрядность праздника Усекновения во многом связана с запретами на все, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание.
+
*~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  
* Повсеместно у славян запрещалось есть в этот день шаровидные плоды: арбузы, яблоки, лук, капусту, репу и т. п.;
+
*реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
* запрещалось употреблять блюда и тарелки, брать в руки серп, косу, топор.
+
*по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
* Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать.
 
* По белорусскому поверью, в течение года отсеченная голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает.
 
* У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»).
 
  
 +
*в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
  
Праздники
+
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
  
Особенно опасными были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу.  
+
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
  
 +
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
  
У русских как плохое предзнаменование расценивалась также В. с кривым, калекой, у поляков •— с рыжим, горбатым, с человеком, несущим топор или что-либо режущее, поскольку это предвещало травмы.  
+
Использовался топор и в качестве лечебного средства.
  
 +
Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.
  
Рождество
+
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
  
Все предпраздничные хлопоты должны были закончиться до сумерек, когда же на небе появлялась первая звезда, вся семья собиралась за накрытым столом. К ужину готовили нечетное количество постных блюд (в том числе вареную пшеницу, кутью, горох или фасоль, хлебную выпечку и т. п.). Во многих местах принято было обвязывать цепью ножки стола, за которым происходила трапеза, чтобы «завязать пасть волку», «чтобы семья держалась вместе», «чтобы ноги были крепкими, как железо». Под столом размещали части плуга, ярмо, кнут, топор и другие орудия труда. Перед началом ужина хозяин приглашал к столу диких зверей, вредоносные стихии (мороз, ветер, тучу), души умерших предков (см. Приглашение).
+
*топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  
После трапезы совершались магические обряды, которые должны были повлиять на успешное ведение хозяйства. Например,
+
*утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
  
:* для урожайности плодовых деревьев хозяин выходил в сад с топором, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году;
+
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
:* обвязывал стволы рождественской соломой;
 
:* закапывал под корнями остатки праздничного ужина; тряс ветки или осыпал их зерном и т. п.
 
  
 +
*среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
 +
*давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  
Коршун
+
* при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.
  
Символику К.-ястреба, его связи с другими птичьими персонажами и параллели с другими славянскими традициями наиболее полно отражает украинско-подольский обряд изгнания и похорон К. в первый понедельник Петровского поста. Утром хозяйки выгоняли кур из хаты через нож или топор для защиты их от К.
+
Для лечения:
  
Землетрясение
+
*боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  
Чтобы предотвратить 3., предпринимались охранительные действия: жители Болгарии при первых признаках 3. вставали и выпрямлялись, заставляя и домашних животных стоять прямо; стреляли в воздух и призывали на помощь души умерших, ставили топор острием вверх и т.д.  
+
*от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  
Пастух
+
*от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские.
  
По прибытии на место выпаса гуцульский П. всаживал топор слева от двери в пастушью хижину, добывал огонь трением сухих поленьев, подкладывал тлеющую головешку у входа в загон, кропил стадо святой водой. Как правило, у восточных славян пастух обходил скот с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, топором, замком и ключом и т.д.
+
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи:
  
Для защиты скота использовали железные орудия, прежде всего колющие и режущие: нож, топор, косу, серп, ножницы и др., которые подкладывали под порог хлева, под жердь загона или втыкали в землю при выходе скота, реже чертили ими круг, волочили за собой, махали крест-накрест. Чтобы «замкнуть» пасти, зубы волкам, медведям, восточные славяне закрывали на ключ замок и прятали его где-либо до поздней осени или бросали в воду. В Полесье скот прогоняют через замок, который закрывают на ключ после перехода животного, сопровождая магические действия заклинаниями против диких зверей и нечистой силы. В горных районах Польши с теми же целями широко использовали цепь, которую связывали крестом, закрывали на замок, раскладывали в конце села и т. д.
+
*вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
 +
* под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> — Украина и у западные славяне;
  
 +
*младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  
 +
*отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;
  
Множество запретов и предписаний соблюдалось беременной женщиной с целью обеспечить благополучное течение беременности и родов, предотвратить выкидыш.
+
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване
  
:: • беременная пила дождевую воду с опрокинутого вверх дном ведра, остерегалась ступить в след коня и т. п.
+
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
:: • во избежание трудных родов беременной запрещалось стоять на пороге, переступать через жердь, оглобли, хомут, веник, перелезать через забор, через окно, перешагивать через топор, вилы, грабли и т. п.
 
:: • на Украине по пятницам беременная женщина не расчесывала волосы, чтобы не обидеть Параскеву Пятницу, которая должна прийти на помощь во время родов.
 
:: • нельзя было брать в руки веревку, переходить под ней, чтобы пуповина не обмоталась вокруг шеи ребенка и не задушила его.
 
:: • по этой же причине запрещалось переступать через ткацкую основу, наматывать нитки, вязать (?).
 
::  
 
  
По поверьям, умерший сохраняет свои прижизненные потребности и пристрастия, поэтому в гроб кладут пищу — хлеб, пироги, различные виды злаков, кружку меда или пива, бутылку водки, вино, воду, масло, соль, сахар и т. д. Повсеместно помещают в гроб полотно и одежду:
+
*кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  
* мужчине в изголовье — шапку,
+
*бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы Полесье
* женщине — чепец или платок,
 
* беременной — пеленки и детские игрушки,
 
* умершим до брака венок, фату и пр.
 
  
Курильщику кладут в гроб табакерку с табаком, трубку, кисет, хромому — его палку или костыль, сапожнику — шило, плотнику — топор, портному — иглу. У всех славян известен обычай класть в Г. деньги как «подорожную» на «тот свет».
+
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
  
  
Чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом, хозяева втыкали в двери и окна нож, иглу, топор; натирали детям пятки чесноком; выставляли за дверь перевернутую вверх прутьями метлу.
 
  
На Русском Севере при первом выгоне скот кормили с печной заслонки, чтобы «заслонить» его от хищников. Чрезвычайно распространены (особенно в защитной магии южных славян) острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или его уничтожить. К их числу относятся: коса, нож, топор, вилы, игла и др., чьи магические свойства усиливались за счет железа, из которого они изготовлены (оно, как и все металлы, благодаря своей твердости и прочности также причислялось к О.).  
+
Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.
  
Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп). Ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества.
+
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
  
 +
*и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
 +
*в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
  
Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови».
+
На [[Рождество Христово|Рождество]]:
  
Изнутри дома дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Д. ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п.
+
*топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  
У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном (владимир.).  
+
*после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>.
  
Для избавления от бессонницы использовалось множество приемов и ритуалов, направленных на отгон или отпугивание нечистой силы:
 
  
: • на ночь подкладывали под подушку предметы-обереги (нож, топор, ключ и замок, веретено, гребень и т. п.);
 
: В других заговорах пытались воздействовать на самих духов — виновников бессонницы:
 
  
• их уговаривали оставить ребенка в покое: «Шитуха-бытуха, полу-ношница, не играй с моим малышом, а играй с ветрами, с мышами за печкой» с.-рус.;
+
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы поляки.  
 +
----
  
: • заключали с ними договор: «У меня есть сын, у тебя дочка, давай посватаемся, побратаемся: на моего сына сонливицы и спячки, а на твою дочку плаксивицы и неспячки» — укр.;
+
===<font color="«#669999»">Аравия</font>===
: • старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
+
[[Категория:Аравия]]
: • высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
+
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] бога огня и молний в западносемитской мифологии.
  
Особые обряды сопровождали изготовление гроба и помещение в него покойника, ритуальных предметов и т.п.; на место, где лежал покойник, клали оберег — топор, камень, дежу, украинцы разбивали на этом месте горшок, южные славяне забивали гвоздь, на Русском Севере бросали камень вслед покойнику, «чтобы остальные были живы» (об оберегах см. в статье Вампир).
+
----
  
:
+
===<font color="«#669999»">Кавказ</font>===
 +
[[Категория:Кавказ]]
 +
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:  
  
Крыша
+
*[[Мезиль]] — адыгская мифология;
  
Чтобы уберечь дом от молнии, грома, бури, пожара, на К. или под К. помещали освященные предметы, например кости пасхального поросенка, майскую или троицкую зелень, а также солому из постели умершего (словац.), рождественскую солому (болг.), топор, положенный острием кверху (серб.), и др.
+
*[[Рикирал дак|Рикира дак]] — мифология лакцев и дидойцев;
 +
*[[Очокочи]] — грузинская мифология.
  
Веретено
+
----
  
Орудие прядения, наделяемое магическими свойствами. Как символ женского занятия веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или веретено и говорили, обращаясь к ребенку:
+
===<font color="«#669999»">Средняя Азия / Монголия</font>===
 +
[[Категория:Монголия]]
  
: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка возьми веретено!»
+
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] жемчужный.
 +
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Сибирь</font>===
 +
[[Категория:Сибирь]]
 +
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».
  
В качестве оберегов от М. используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало.
+
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Китай</font>===
 +
[[Категория:Китай]]
 +
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
  
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством (см. Свой—чужой). В повседневной жизни с П. как с пограничным и потому опасным локу-сом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на П., здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через П., особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на П., иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через П. воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от П., иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через П., особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на П. или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у П. Нахождение на П. связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу». П. как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в П. нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к П. подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под П. в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу. Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на П. или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на П. дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на П. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через П., чтобы он стал «хранителем дома». С П. были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться П., почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на П. или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на П., утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под П. умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению П. как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под П., веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках. При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за П. и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через П. избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на П. и говорили: «Как П. лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль П., со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призеры, останьтесь на П., а с собой возьму здоровье». В семейных обрядах и особенно в народной медицине с П. связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на П., съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через П., причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на П. или стоя, поставив ноги по обе стороны П. П. был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на П., а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было». В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на П.; знахарка меряла на П. ребенка, а потом рубила на П. его «рев, переполох». В Архангельской обл. на П. лечили от испуга: больного ставили на П., знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в П.; при этом говорили: «Что сечешь?» «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». На П. символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в П., этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на П. как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на П. бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на П., а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за П., снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на П. и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на П., иногда раздетая донага. Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140. А.Л. Топорков < [[SMES]]
+
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
  
== Иран ==
+
Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из [[Шесть предметов счастливого предзнаменования|шести предметов счастливого предзнаменования]] (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
В иарнской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] - духа религиозного послушания и порядка.
 
  
== Кавказ ==
+
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
Топор или топорообразный выступ на груди - отличительный признак
 
  
[[Мезиль|Мезиля]] (адыгская мифология),
+
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
  
[[Рикирал дак|Рикирал дака]] (мифология лакцев и дидойцев),
+
В системе соответствии владыка востока [[Фу-си]] среди прочего соотносится с секирой.
  
[[Очокочи]] (грузинская мифология)
+
Атрибут:
  
== Балтия ==
+
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
Атрибут [[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии.
+
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
 +
*покровителя плотников, а также посредника (?).
  
 +
----
  
В балтийской мифологии бог грома, молнии, дождя. Восходит к образу индоевропейского громовержца, имевшего родственное наименование с основой *Per(k); ближайшие параллели —
+
===<font color="«#669999»">Индокитай</font>===
 +
[[Категория:Индокитай]]
 +
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.  
  
 +
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Мезоамерика</font>===
 +
[[Категория:Мезоамерика]]
 +
Атрибут:
  
На небесной колеснице Перкунас предстаёт в облике седого старика с большой бородой (разных цветов, в том числе медного), в белых и чёрных одеждах, держащим козла на верёвке в одной руке и рог или топор — в другой. Оружие Перкунас топор или молот, камни, меч, бьющий молниями, лук и стрелы, пули, палица, розги) нож; оно может быть каменным, железным, медным, огненным. Распря Перкунас с противником может объясняться иногда и кражей у громовержца оружия, укрытием его под камнями. Перкунас сам выступает как творец оружия (Akmeninis kalvis, «каменный кузнец») или ему помогает небесный кузнец Телявель. По некоторым представлениям, молнии испускаются небесными жерновами. Противник Перкунаса прячется в дупло дерева, камень (атрибуты П.); урочища и рельеф местности возникают во время преследования Перкунасом чёрта: ср. топонимы типа «река П.», «гора П.», «озеро П.», с одной стороны, и «болото чёрта», «камень чёрта», «озеро чёрта» — с другой. Кульминационный момент преследования громовержцем противника гроза; она не только очищает землю от нечисти и возвращает украденный скот, оружие и т. п., но и означает возвращение на землю плодородия, возрастающего (а не утаённого) богатства.
+
*[[Чак|Чака]] бог дождя и молнии в мифологии майя;
 +
*[[Патекатль|Патекатля]] ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
  
== Семиты ==
+
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
В западносемитской мифологии атрибут [[Рашап|Рашапа]] - бога огня и молний.
 
  
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Китай</font></div>==
+
----
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
 
 
 
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
 
  
Атрибут покровителя плотников, а также посредника.
+
===<font color="«#669999»">Северная Америка</font>===
 +
[[Категория:Северная Америка]]
 +
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.  
  
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
+
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Австралия и Океания</font>===
 +
[[Категория:Австралия и Океания]]
 +
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
  
Атрибут [[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] как покровителя торговцев деревом и плотогонов.
+
Двойной топор:
  
 +
*символизирует собой форму (тела) человека.
  
В Юго-Восточной Азии (особенно, Китае) традиционно с грозой (среди других предметов).
+
*обладает божественной силой.
 +
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Иран</font>===
 +
[[Категория:Иран]]
 +
В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка.
  
В древнекитайской мифологии атрибут героя-мятежника [[Чи-ю]] ему приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.).  
+
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях [[Таргитай|Таргитая]] золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.  
+
----
Два каменных топорика, называемых камнем грома, являются одним из шести предметов счастливого предзнаменования, перечисляемых китайским Фенг-шуи мо — наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом.
 
  
== Сибирь ==
+
===<font color="«#669999»">Индуизм</font>===
Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».
+
[[Категория:Индуизм]]
 
+
Атрибут:
== Индокитай ==
 
Каменный топор — атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии.
 
 
 
== Мезоамерика ==
 
Атрибут  
 
 
 
[[Чак|Чака]] - бога дождя и молнии в мифологии майя.
 
 
 
[[Патекатль|Патекатля]] - ацтекского божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
 
  
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Северная Америка</font></div>==
+
*[[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Австралия и Океания</font></div>==
 
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. // из ст. [[Австралийская мифология]]
 
  
Двойной топор символизировал форму человека.
+
*[[Тваштар|Тваштара]] — бога-демиурга;
  
Полагали, что он обладает божественной силой.
+
*[[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Индуизм</font></div>==
+
*[[Пушан|Пушана]] золотой;
Атрибут [[Агни]] — двойной, вместе с дровами и мехами.
+
*[[Вишвакарман|Вишвакармана]] — строитель, плотника и архитектор, отдаёт [[Кали]] (свои) топор, перстни и ожерелья;
 
+
*[[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные мехи; рожден от дерева.
+
*[[Шива]] — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
 
 
[[Пушан|Пушана]] - золотой
 
 
 
[[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором). Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсёк его правый бивень.
 
  
 
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]].
 
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]].
  
бога-демиурга [[Тваштар|Тваштара]].
+
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
  
[[Шива]] - один из атрибутов боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу).
+
----
  
 +
===<font color="«#669999»">Буддизм</font>===
 +
[[Категория:Буддизм]]
 +
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
  
[[Вишвакарман]] отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья.
+
Входит в некоторые группы подобные [[Восемь символов благоприятного предзнаменования|восьми символам благоприятного предзнаменования]].
  
[[Брихаспати]] - в его распоряжении дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор, изострённый Тваштаром, колесница закона (rta-);
+
----
  
Брахме. В своём аспекте Вишвакармана он предстаёт строителем, плотником и архитектором, несущим топор и измерительный прут (manadanda).
+
===<font color="«#669999»">Библия</font>===
 +
[[Категория:Библия]]
 +
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)  
  
 +
----
  
Индоевропейская мифология. В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях — либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространённый во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
+
===<font color="«#669999»">Христианство</font>===
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Буддизм</font></div>==
+
[[Категория:Христианство]]
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==
 
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
  
Строка 356: Строка 396:
 
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой;
 
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой;
 
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
 
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
*Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия);
+
*Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
 
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха;
 
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха;
*Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро; Топор лесоруба, соскочив с топорища упал в озеро. Бенедикт погрузил топорище в воду, и топор чудесным образом вновь насел на топорище. — Лесоруб и его топор.
+
*Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] — топорище или топора лесоруба;
*Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ, например, строительных площадок.
+
*Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.
 +
Тертулиана<ref>Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6</ref> приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Эмблематика</font>===
 +
[[Категория:Эмблематика]]
 +
Атрибут:
  
== Эмблематика ==
+
*[[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85);
Обычно изображается в сценах римского правосудия.
+
*[[Купидон]] как символ супружества.
  
Атрибут
+
'''Дерево, часть которого срезана'''
  
* Справедливость персонифицированная;
+
*Всему свое время.
* Купидон как символ супружества.
+
*Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
 +
----
  
Батогами в EMSY (85) названы фасции в составе аллегории Правосудия: «возле нее пук батогов и топор».
+
===<font color="«#669999»">Ad vocem</font>===
 +
[[Категория:Ad vocem]]
 +
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
  
== Магия ==
+
----
В Центральной Европе ископаемые остатки моллюсков, белемниты, известны под названием «громовые палицы» («чертовы пальцы»), как и в некоторых местностях также топоры с отверстиями времен неолита, которые отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
 
  
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
+
===<font color="«#669999»">Литература</font>===
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>==
+
----
 +
===<font color="«#669999»">Иллюстрации</font>===
 
*Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
 
*Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
 
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
 
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
Строка 382: Строка 431:
 
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
 
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
+
----
 +
====<font color="red">'''——— черновые заметки ———————————'''</font>====
 +
[[Категория:Черновые записи]]
 +
(начала раздела с черновыми заметками)
 +
 
 +
===Примечания и комментарии===
 +
 
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Вещи]]
 

Текущая версия на 08:47, 2 мая 2024

= топор, топорик
боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
~ палача, ~ мясника
≈ секира
< этимология
————————————————————
Составная часть таких объектов как алебарда и фасции.
Самостоятельное значение имеют лабрис, томагавк, бердыш.
Сведения о применении в геральдике.

————————————————————————————————————————

Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как оружие, орудие труда, магический, ритуальный и церемониальный объект.

Известен со времен неолита. Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.

Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.

На ранних изображениях часто неотличим от молота, что способствует сходству их символики в древности.

Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.

Имеет устойчивые ассоциации с огнем, молнией, громом, бурей, грозой и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.

Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.

На символическое значение влияют:

————————————————————————————————————————

Основные значения (символизирует):

Атрибут:

Сила, мощь:

  • ~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
  • ~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
  • ~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
  • гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).

Союз с Небом.

Власть:

  • ~ верховная, полновластие;
  • ~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
  • ~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);

Разделение, проникновение:

Поддержка, помощь.

Принесения (кровавой) жертвы.

Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.

Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность


Африка

У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.

Несёт магическую и ритуальную функцию.

Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.


Египет

Двойной топор — солярный символ.

В иероглифическом письме:

  • топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
  • две руки, держащие топор и щит — знак битвы.

Античность

Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.

Символ:

  • Матери-охотницы;
  • Диониса Тенедоса — неиконический;

Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).

————————————————————

Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).

Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.

От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.


Европа

В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.


Северная традиция

Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.

С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.


Балтия

Атрибут:

  • Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
  • Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.

Славяне

В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.

Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:

  • нечистой силы
  • диких животных
  • разнообразных природных катаклизмов
  • болезней, сглаза и порчи.

Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.

Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.

Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.

Ассоциируется с мужским началом:

  • если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
  • пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.

Для защиты от нечисти топор:

  • использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
  • ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
  • втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
  • клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
  • ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
  • ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);

Охранной силой обладало и поименование топора:

  • высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
  • считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север

Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:

  • использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  • вбивали в порог во время грозы — словаки;
  • помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
  • ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.

Для защиты домашних животных:

  • топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
  • ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
  • ~ втыкали в землю при выходе скота;
  • ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  • пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  • ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  • реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
  • по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  • в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.

Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.

Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.

Использовался топор и в качестве лечебного средства.

Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.

Чтобы рана на ноге быстрее зажила:

  • топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  • утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.

Беременным для облегчения или избежания трудных родов:

  • среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
  • давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  • при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.

Для лечения:

  • боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  • от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  • от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.

Чтобы оградить от сглаза и порчи:

  • вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
  • под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
  • младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  • отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;

Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване

Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:

  • кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  • бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье

на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.


Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.

Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:

  • и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
  • в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.

На Рождество:

  • топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  • после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].


Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.


Аравия

Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.


Кавказ

Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:


Средняя Азия / Монголия

Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.


Сибирь

Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».


Китай

Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

В системе соответствии владыка востока Фу-си среди прочего соотносится с секирой.

Атрибут:

  • Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
  • героя-мятежника Чи-ю — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
  • покровителя плотников, а также посредника (?).

Индокитай

Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.


Мезоамерика

Атрибут:

  • Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
  • Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.


Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.


Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.

Двойной топор:

  • символизирует собой форму (тела) человека.
  • обладает божественной силой.

Иран

В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.

В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях Таргитая золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.


Индуизм

Атрибут:

  • Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  • Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
  • Пушана — золотой;
  • Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
  • Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
  • Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).

Вишну срубает топором дерево Самсару.

В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.


Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.


Библия

Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)


Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.

Тертулиана[4] приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.


Эмблематика

Атрибут:

Дерево, часть которого срезана

  • Всему свое время.
  • Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294

Ad vocem

Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.


Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

——— черновые заметки ———————————

(начала раздела с черновыми заметками)

Примечания и комментарии

  1. Девочке в этом случае клали прялку.
  2. Это также должно оградить и от злых духов.
  3. Для урожайности плодовых деревьев.
  4. Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6