Топор: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 79 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
:''Синонимы'' — секира, бердыш
+
[[Категория:Вещи]]
:''Особые разновидности с самостоятельной символикой'' — [[лабрис]]
+
:<!-- Варианты наименования --> = топор, топорик
:''Составная часть других символов'' — [[алебарда]], [[фасции]]
+
::боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
: ————————————————————————————————————————
+
::~ палача, ~ мясника
важный, с богатой символикой предмет, используемый как [[оружие]], [[орудие]], ритуальный (магический) объект, регалия
+
:<!-- Синонимы и разновидности -->≈ секира
 +
:<!-- Этимология -->< этимология
 +
:————————————————————
 +
:Составная часть таких объектов как [[алебарда]] и [[фасции]].
 +
:Самостоятельное значение имеют [[лабрис]], [[томагавк|томагавк,]] [[бердыш]].
 +
:Сведения [[- топор|о применении в геральдике]].
 +
————————————————————————————————————————
 +
 
 +
<!-- Дефиниция, общая информация -->Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как [[оружие]], [[орудие|орудие труда]], [[Магический объект|магический]], [[Ритуальный объект|ритуальный]] и [[церемониальный объект]].
 +
 
 +
<!-- Время появления, бытования -->Известен со времен неолита.
 +
Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.
 +
 
 +
<!-- Распространённость -->Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.
  
известен со времен неолита
+
<!-- Особенности формирования -->На ранних изображениях часто неотличим от [[Молот|молота]], что способствует сходству их символики в древности.
  
на древних изображениях часто неотличим от [[Молот|молота]], что послужило сходству их символческого значения
+
<!-- Символика -->
 +
Оружие воинственных [[Боги неба|богов неба]] и [[Громовник|грома]] в их борьбе с [[Демоны|демоническими существами]], [[Великан|великанами]]; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.
  
фигурирует почти во всех религиях древности: есть все основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов
+
Имеет устойчивые ассоциации с [[Огонь, стихия|огнем]], [[Молния|молнией]], [[Гром|громом]], бурей, [[Гроза|грозой]] и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать [[дождь]].
  
оружие воинственных богов неба и грома, уничтожающих демонических существ (великанов), карающих отступников и ослушников среди людей
+
Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в [[Жертва|жертву]] крупных животных.
  
устойчивые ассоциации с огнем, громом, грозой, её плодотворной силой
+
На символическое значение влияют:
  
приписывается способность вызывать и прекращать дождь
+
*материал — [[железо]], [[камень]]
 +
*форма — полукруглый, двойной
 +
*сопутствующие эффекты — [[блеск]], (глухой) звук [[Удар|ударов]], высекаемые [[искры]]
 +
————————————————————————————————————————
  
(на Среднем Востоке) во многих культурах бронзового, железного века и более поздних использовался для принесения в жертву крупных животных
+
====<font color="«#669999»">Основные значения (символизирует):</font>====
 +
Атрибут:
 +
*[[Воин|воина]] — повсеместно;
 +
*древних [[Солнце|богов солнца]] (солярный символ), [[Небо|неба]] и [[Буря|бури]].
  
наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор и персонажей того или иного мифа, позволяют ввести его в определённый исторический (начало бронзового века) контекст
+
[[Сила]], мощь:
 +
*~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
 +
*~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
 +
*~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
 +
*гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).
  
на символическое значение влияют:
+
[[Союз]] с Небом.
  
* материал — [[железо]], [[камень]]
+
[[Власть]]:
* форма полукруглый, двойной
+
*~ верховная, полновластие;
* сопутствующие эффекты блеск, (глухой) звук ударов, высекаемые искры
+
*~ вождя, правителя народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
 +
*~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);
 +
[[Разделение]], [[проникновение]]:
 +
*[[раскалывание]], [[разрубание]], [[расчленение]], [[дифференциации]] режет, делит, сортирует;
 +
*[[раскрытие тайн]], проникновение в суть чего-либо духовное, глубинное, до самого средоточия;
 +
*[[озарение]] (неземное, божественное) — через ассоциацию с молнией (иногда).
 +
[[Поддержка]], [[помощь]].
  
===Основные значения:===
+
Принесения (кровавой) [[жертвы]].
*разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств
+
 
*атрибут воина — повсеместно
+
[[Смерть]] через образ [[Палач|палача]], заносящего топор над головой всякого живущего.
*атрибут древних богов солнца (солярный символ), Неба и бури
+
 
*суд, подсудность (фасции), кара
+
''Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность''
*(небесный) суд положенный у корня дерева (?)
+
 
*божественность, её сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ
+
----
*(верховная) власть, полновластие, сила, силовое решение
+
[[Категория:Африка]]
*власть вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы
+
===<font color="«#669999»">Африка</font>===
*гроза, гром, молния, плодородие, жизнетворная сила, дождь, приносимый небесными богами, вода (небесная)
+
[[Категория:Африка]]
*союз с Небом, оплодотворяющая мощь
 
*исправление ошибок (?)
 
*принесения (кровавой) жертвы
 
*поддержка, помощь
 
*(духовное) проникновение (глубинное, до самого сердца/средоточия), вскрытие тайн
 
*(неземное) озарение — через ассоциацию с молнией (иногда, может выступать)
 
*орудие разделения (раскалывание, разрубание) и дифференциации (режет, делит, сортирует)
 
*смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего
 
==Африка==
 
 
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
 
У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома [[Чангу]], [[Шанго]].
  
Строка 52: Строка 73:
 
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
 
Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.
  
==Древний Восток==
+
----
В шумеро-семитской культуре атрибут:
 
  
* [[Таммуз|Таммуза]] — двойной;
+
===<font color="«#669999»">Египет</font>===
* [[Тешуб|Тешуба]] — хеттский и/или двойной; верховная власть;
+
[[Категория:Египет]]
* [[Мардук|Мардука]] — подобный секире.
 
 
 
==Египет==
 
 
Двойной топор — солярный символ.
 
Двойной топор — солярный символ.
  
 
В иероглифическом письме:
 
В иероглифическом письме:
 
+
*топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
* топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
 
 
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 
* две руки, держащие топор и щит — знак битвы.
 +
----
  
==Античность==
+
===<font color="«#669999»">Античность</font>===
Двойной топор как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
+
[[Категория:Античность]]
 +
Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.
  
 
Символ:
 
Символ:
  
* Матери-охотницы;
+
*Матери-охотницы;
* Диониса Тенедоса — неиконический;
+
*Диониса Тенедоса — неиконический;
  
 
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
 
Большое значение имеет в минойской культуре (см. [[лабрис]]).
  
——————
+
————————————————————
  
 
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
 
Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).
Строка 84: Строка 102:
  
 
От собственного топора погибает [[Галиррофий]], пытаясь срубить священную оливу Афины.
 
От собственного топора погибает [[Галиррофий]], пытаясь срубить священную оливу Афины.
==Северная традиция==
+
----
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
+
 
 +
===<font color="«#669999»">Европа</font>===
 +
[[Категория:Европа]]
 +
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Северная традиция</font>===
 +
[[Категория:Северная традиция]]
 +
 
 +
Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.
  
 
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
 
Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.
Строка 92: Строка 120:
  
 
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
 
С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.
 +
----
  
==Славяне==
+
===<font color="«#669999»">Балтия</font>===
Чрезвычайно распространены (особенно в защитной магии южных славян) острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или его уничтожить. К их числу относятся: коса, нож, топор, вилы, игла и др., чьи магические свойства усиливались за счет железа, из которого они изготовлены (оно, как и все металлы, благодаря своей твердости и прочности также причислялось к оберегам.
+
[[Категория:Балтия]]
 +
Атрибут:  
 +
*[[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
 +
*[[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 +
----
  
Магическое оружие, символ защиты и обезвреживания. Является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп)
+
===<font color="«#669999»">Славяне</font>===
 +
[[Категория:Славяне]]
  
оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.)
+
В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.
  
считалось, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре и других острых предметах — Русский Север
+
Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:
  
к амулетам близки по функциям предметы (нож, уголь, кочерга, метла, железный треножник, топор), употребляемые для отгона градовых туч, охраняющие от сглаза или нечистой силы пчел, скот на пастбище или в хлеву, отгоняющие нечистую силу и т. п.
+
*нечистой силы
 +
*диких животных
 +
*разнообразных природных катаклизмов
 +
*болезней, сглаза и порчи.
  
использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу
+
Как и другие острые и режущие предметы из [[Железо|железа]] ([[Коса, орудие|коса]], [[нож]], [[вилы]], [[игла]], [[ножницы]], [[серп]] и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.
  
как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку или скотине силы и здоровья
+
Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.
  
чтобы уберечь скотину от порчи и хищников:
+
Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.
  
* при первом выгоне на пастбище клали ей под ноги топор  — восточные славяне
+
Ассоциируется с мужским началом:
* пастух обходил стадо с топором — Русский Север
 
  
топор:
+
*если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
 +
*пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.
  
забивали в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары
+
Для защиты от нечисти топор:
  
клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом — Полесье  
+
*использовали для [[Закрещивание|закрещивания]] вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
 +
*ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
 +
*втыкали в двери и окна, чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом;
 +
*клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
 +
*~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
 +
* ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);
  
~ под постель роженице и колыбель новорожденному клали топор (и/или другие железные предметы), чтобы оградить от порчи и злых духов — Украина и у западные славяне
+
Охранной силой обладало и поименование топора:
  
~ топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов сербы
+
*высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
 +
*считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) Русский Север
  
~ около постели, ложась спать на Новый год, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина
+
Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:
  
~ под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела, чтобы оградить живых от влияния смерти
+
*использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  
после выноса покойника из дома через порог бросали топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы Полесье
+
*вбивали в порог во время грозы — словаки;
 +
*помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
 +
*ставили острием вверх при первых признаках землетрясения болгары.
  
вводя новобрачных в дом дружка ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу — карпатский свадебный обряд
+
Для защиты домашних животных:
  
 +
*топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
 +
*~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
 +
*~ втыкали в землю при выходе скота;
 +
*~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  
чтобы рана на ноге быстрее зажила:
+
*пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  
* клали под ноги, Западная Украина (?);
+
*~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. восточные славяне;
  
* утром в Страстную пятницу вставали на топор босыми ногами чехи
+
*реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
 +
*по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину гуцулы;
  
чтобы легче родить, женщины пили воду, в которой был вымыт острый топор — сербы
+
*в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.
  
 +
На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.
  
Новорожденному для защиты от злых сил сербы делали амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.
+
Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.
  
 +
Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.
  
в народных верованиях ассоциируется с мужским началом:
+
Использовался топор и в качестве лечебного средства.
  
* если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
+
Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими Западная Украина.
* пуповину новорожденному мальчику было принято отрезать на топоре восточные славяне
 
  
согласно аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю топор, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье
+
Чтобы рана на ноге быстрее зажила:
  
лезвие топора ассоциировалось (иногда) с острыми зубами грызунов и хищников — у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля
+
*топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  
на украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики как знак власти и магической силы старшего пастуха
+
*утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.
  
на святки сербы не рубили дрова и не брали в руки топор, чтобы летом не было града
+
Беременным для облегчения или избежания трудных родов:
  
 +
*среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
 +
*давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  
обрядность праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя связана, среди прочего, с запретами на все, что напоминает про отрубание запрещалось брать в руки серп, косу, топор
+
* при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» сербы.
  
особенно опасными в праздники были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу
+
Для лечения:
  
встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее плохое предзнаменование, предвещающнн травмы поляки
+
*боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». «Секи горазже, чтоб век не было». русские;
  
на [[Рождество Христово|Рождество]]
+
*от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  
под праздничным столом размещали топор (части плуга, ярмо, кнут, другие орудия труда)
+
*от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику<ref>Девочке в этом случае клали прялку.</ref> — русские.
  
после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году (для урожайности плодовых деревьев)
+
Чтобы оградить от [[Сглаз|сглаза]] и порчи:
  
в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна
+
*вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
 +
* под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор<ref>Это также должно оградить и от злых духов.</ref> Украина и у западные славяне;
  
при первых признаках землетрясения, среди прочего, ставили топор острием вверх болгары
+
*младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  
по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину гуцулы
+
*отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него украинцы, западные славяне;
  
пастух обходил скот с топором (также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д.) восточные славяне
+
Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело мораване
  
для защиты скота использовали железные орудия, прежде всего колющие и режущие: нож, топор, косу, серп, ножницы и др., которые:
+
Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:
  
* подкладывали под порог хлева,
+
*кладут под лавку или на место, где лежало тело;
* под жердь загона
 
* втыкали в землю при выходе скота,  
 
  
реже
+
*бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье
  
* чертили ими круг
+
на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.
* волочили за собой
 
* махали крест-накрест
 
  
  
во избежание трудных родов беременной среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.)
 
  
чтобы не дать [[Вештица|вештице]] проникнуть в дом, хозяева втыкали в двери и окна нож, иглу, топор
+
Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.
  
 +
Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:
  
Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови».
+
*и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
 +
*в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.
  
Изнутри дома дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Д. ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п.
+
На [[Рождество Христово|Рождество]]:
  
У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном (владимир.).
+
*топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  
Для избавления от бессонницы использовалось множество приемов и ритуалов, направленных на отгон или отпугивание нечистой силы:
+
*после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году<ref>Для урожайности плодовых деревьев.</ref>.
  
: • на ночь подкладывали под подушку предметы-обереги (нож, топор, ключ и замок, веретено, гребень и т. п.);
 
: В других заговорах пытались воздействовать на самих духов — виновников бессонницы:
 
  
• их уговаривали оставить ребенка в покое: «Шитуха-бытуха, полу-ношница, не играй с моим малышом, а играй с ветрами, с мышами за печкой» — с.-рус.;
 
  
: • заключали с ними договор: «У меня есть сын, у тебя — дочка, давай посватаемся, побратаемся: на моего сына сонливицы и спячки, а на твою дочку плаксивицы и неспячки» укр.;
+
Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы поляки.  
: • старались отогнать от дома: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные леса от младенца» — с.-рус.;
+
----
: • высказывали в их адрес прямые угрозы: «Глаза тебе выколю, зубы поломаю!» или «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — ю.-слав.
 
  
Особые обряды сопровождали изготовление гроба и помещение в него покойника, ритуальных предметов и т.п.; на место, где лежал покойник, клали оберег — топор, камень, дежу, украинцы разбивали на этом месте горшок, южные славяне забивали гвоздь, на Русском Севере бросали камень вслед покойнику, «чтобы остальные были живы» (об оберегах см. в статье Вампир).  
+
===<font color="«#669999»">Аравия</font>===
 +
[[Категория:Аравия]]
 +
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] — бога огня и молний в западносемитской мифологии.
  
:
+
----
  
Крыша
+
===<font color="«#669999»">Кавказ</font>===
 +
[[Категория:Кавказ]]
 +
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:
  
Чтобы уберечь дом от молнии, грома, бури, пожара, на К. или под К. помещали освященные предметы, например кости пасхального поросенка, майскую или троицкую зелень, а также солому из постели умершего (словац.), рождественскую солому (болг.), топор, положенный острием кверху (серб.), и др.
+
*[[Мезиль]] — адыгская мифология;
  
Веретено
+
*[[Рикирал дак|Рикира дак]] — мифология лакцев и дидойцев;
 +
*[[Очокочи]] — грузинская мифология.
  
Орудие прядения, наделяемое магическими свойствами. Как символ женского занятия веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или веретено и говорили, обращаясь к ребенку:
+
----
  
: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!»
+
===<font color="«#669999»">Средняя Азия / Монголия</font>===
 +
[[Категория:Монголия]]
  
 +
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] — жемчужный.
 +
----
  
В качестве оберегов от М. используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало.  
+
===<font color="«#669999»">Сибирь</font>===
 +
[[Категория:Сибирь]]
 +
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».  
  
 +
----
  
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством (см. Свой—чужой). В повседневной жизни с П. как с пограничным и потому опасным локу-сом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на П., здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через П., особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на П., иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через П. воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от П., иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через П., особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на П. или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у П. Нахождение на П. связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу». П. как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в П. нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к П. подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под П. в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу. Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на П. или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на П. дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на П. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через П., чтобы он стал «хранителем дома». С П. были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться П., почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на П. или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на П., утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под П. умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению П. как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под П., веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках. При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за П. и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через П. избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на П. и говорили: «Как П. лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль П., со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призеры, останьтесь на П., а с собой возьму здоровье». В семейных обрядах и особенно в народной медицине с П. связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на П., съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через П., причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на П. или стоя, поставив ноги по обе стороны П. П. был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на П., а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было». В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на П.; знахарка меряла на П. ребенка, а потом рубила на П. его «рев, переполох». В Архангельской обл. на П. лечили от испуга: больного ставили на П., знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в П.; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». На П. символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в П., этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на П. как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на П. бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на П., а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за П., снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на П. и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на П., иногда раздетая донага. Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140. А.Л. Топорков < [[SMES]]
+
===<font color="«#669999»">Китай</font>===
 +
[[Категория:Китай]]
 +
Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.
  
== Иран ==
+
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
В иарнской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] - духа религиозного послушания и порядка.
 
  
== Кавказ ==
+
Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из [[Шесть предметов счастливого предзнаменования|шести предметов счастливого предзнаменования]] (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:
 
  
* [[Мезиль]] — адыгская мифология;
+
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
  
* [[Рикирал дак|Рикира дак]] — мифология лакцев и дидойцев;
+
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
* [[Очокочи]] — грузинская мифология.
 
  
== Балтия ==
+
В системе соответствии владыка востока [[Фу-си]] среди прочего соотносится с секирой.
Атрибут
 
  
* [[Укко]] — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
+
Атрибут:
* [[Перкунас|Перкунаса]] — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.
 
  
== Семиты ==
+
*[[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
Атрибут [[Рашап|Рашапа]] - бога огня и молний в западносемитской мифологии.
+
*героя-мятежника [[Чи-ю]] — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
 +
*покровителя плотников, а также посредника (?).
  
==Китай==
+
----
В Юго-Восточной Азии (особенно, Китае) традиционно связан с грозой (среди других предметов).
 
  
Двойной топор (Фу) — один из [[Двенадцать знаков отличия императорской власти|двенадцати знаков отличия императорской власти]]. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.
+
===<font color="«#669999»">Индокитай</font>===
 +
[[Категория:Индокитай]]
 +
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.  
  
В древнекитайской мифологии два каменных топорика, называемых камнем грома, являются одним из [[Шесть предметов счастливого предзнаменования|шести предметов счастливого предзнаменования]] (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).
+
----
  
Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.
+
===<font color="«#669999»">Мезоамерика</font>===
 +
[[Категория:Мезоамерика]]
 +
Атрибут:
  
В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.
+
*[[Чак|Чака]] — бог дождя и молнии в мифологии майя;
 +
*[[Патекатль|Патекатля]] — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
  
Атрибут
+
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
  
* [[Ян Цзянцзюань|Ян Цзянцзыцюаня]] как покровителя торговцев деревом и плотогонов;
+
----
* героя-мятежника [[Чи-ю]], которому приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т. п.);
 
* покровителя плотников, а также посредника.
 
  
== Сибирь ==
+
===<font color="«#669999»">Северная Америка</font>===
Имя якутского бога грома [[Сюгэ тойон]] — «господин топор».
+
[[Категория:Северная Америка]]
 +
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.  
  
== Индокитай ==
+
----
Атрибут [[Тхэн Сэт|Тхэн Сэта]], бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.
 
  
== Мезоамерика ==
+
===<font color="«#669999»">Австралия и Океания</font>===
Атрибут:  
+
[[Категория:Австралия и Океания]]
 +
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.
  
* [[Чак|Чака]] - бога дождя и молнии в мифологии майя;
+
Двойной топор:
* [[Патекатль|Патекатля]] - ацтекского божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.
 
 
 
У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.
 
  
== Монголия ==
+
*символизирует собой форму (тела) человека.
  
Атрибут божества огня [[Отхан-галахан|Отхана-галахана]] — жемчужный.
+
*обладает божественной силой.
 +
----
  
==Северная Америка==
+
===<font color="«#669999»">Иран</font>===
[[Томагавк]] — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.
+
[[Категория:Иран]]
==Австралия и Океания==
+
В иранской мифологии атрибут [[Сраоша|Сраоши]] — духа религиозного послушания и порядка.
Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера. // из ст. [[Австралийская мифология]]
 
  
Двойной топор символизировал форму человека.  
+
В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях [[Таргитай|Таргитая]] золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.
 +
----
  
Полагали, что он обладает божественной силой.
+
===<font color="«#669999»">Индуизм</font>===
==Индуизм==
+
[[Категория:Индуизм]]
 
Атрибут:
 
Атрибут:
  
* [[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
+
*[[Агни]] — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  
* бога-демиурга [[Тваштар|Тваштара]];
+
*[[Тваштар|Тваштара]] — бога-демиурга;
  
* [[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
+
*[[Брихаспати]] — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
* [[Пушан|Пушана]] - золотой;
+
*[[Пушан|Пушана]] золотой;
* [[Вишвакарман|Вишвакармана]] как строителя, плотника и архитектора
+
*[[Вишвакарман|Вишвакармана]] — строитель, плотника и архитектор, отдаёт [[Кали]] (свои) топор, перстни и ожерелья;
* [[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
+
*[[Парашурама|Парашурамы]] (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
* [[Шива]] - один из атрибутов боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
+
*[[Шива]] один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).
  
 
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]].
 
[[Вишну]] срубает топором дерево [[Самсара|Самсару]].
  
Вишвакарман, отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья.
+
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
  
В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.
+
----
==Буддизм==
+
 
 +
===<font color="«#669999»">Буддизм</font>===
 +
[[Категория:Буддизм]]
 
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
 
Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.
  
Входит в некоторые группы подобные [[Восемь символам благоприятного предзнаменования|восьми символам благоприятного предзнаменования]].
+
Входит в некоторые группы подобные [[Восемь символов благоприятного предзнаменования|восьми символам благоприятного предзнаменования]].
==Библия==
+
 
 +
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Библия</font>===
 +
[[Категория:Библия]]
 
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)  
 
Согласно иудейскому сказанию [[Авраам|Аврам]] во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)  
  
==Христианство==
+
----
 +
 
 +
===<font color="«#669999»">Христианство</font>===
 +
[[Категория:Христианство]]
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
 
Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?
  
Строка 330: Строка 396:
 
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой;
 
*Свв. [[Варнава, Св.|Варнавы]], [[Фома Бекет, Св.|Томаса Бекета]], [[Матфей Евангелист, Св.|Матфея]] — были обезглавлены секирой;
 
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
 
*Св. [[Бонифаций, Св.|Бонифация]] — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
*Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый святой (Наталия);
+
*Св. [[Адриан и Наталья, Свв.|Адриана]] — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
 
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха;
 
*Св. [[Пётр Мученик, Св.|Пётр Мученик]] — вонзённый в голову доминиканского монаха;
*Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] обнаруживает топорище от топора, упавшего в озеро; Топор лесоруба, соскочив с топорища упал в озеро. Бенедикт погрузил топорище в воду, и топор чудесным образом вновь насел на топорище. — Лесоруб и его топор.
+
*Св. [[Бенедикт Нурсийский, Св.|Бенедикт]] — топорище или топора лесоруба;
*Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ, например, строительных площадок.
+
*Св. [[Вольфганг, Св.|Вольфганга]] — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.
 +
Тертулиана<ref>Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6</ref> приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.
 +
----
  
== Эмблематика ==
+
===<font color="«#669999»">Эмблематика</font>===
 +
[[Категория:Эмблематика]]
 
Атрибут:
 
Атрибут:
  
* [[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85) ;
+
*[[Справедливость|Справедливость персонифицированная]], аллегория Правосудия (римского) — «возле нее пук батогов и топор» (EMSY, 85);
* [[Купидон]] как символ супружества.
+
*[[Купидон]] как символ супружества.
  
 
'''Дерево, часть которого срезана'''
 
'''Дерево, часть которого срезана'''
  
* Всему свое время.
+
*Всему свое время.
* Символ жизни. Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время. СЭ-II, таб.44-5, с.294
+
*Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294
 +
----
  
== Магия ==
+
===<font color="«#669999»">Ad vocem</font>===
В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.
+
[[Категория:Ad vocem]]
 +
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
  
== Ad vocem ==
+
----
Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.
 
  
==Литература==
+
===<font color="«#669999»">Литература</font>===
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
 
*Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в [[SMES]]
==Иллюстрации==
+
----
 +
===<font color="«#669999»">Иллюстрации</font>===
 
*Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
 
*Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
 
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
 
*Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
Строка 360: Строка 431:
 
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
 
*Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
 
*Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // [[DKES|dkes]]
==Примечания и комментарии==
+
----
 +
====<font color="red">'''——— черновые заметки ———————————'''</font>====
 +
[[Категория:Черновые записи]]
 +
(начала раздела с черновыми заметками)
 +
 
 +
===Примечания и комментарии===
 +
 
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Вещи]]
 

Текущая версия на 08:47, 2 мая 2024

= топор, топорик
боевой ~, плотницкий ~, каменный ~, медный ~, бронзовый ~, двойной ~, ритуальный ~, церемониальный ~
~ палача, ~ мясника
≈ секира
< этимология
————————————————————
Составная часть таких объектов как алебарда и фасции.
Самостоятельное значение имеют лабрис, томагавк, бердыш.
Сведения о применении в геральдике.

————————————————————————————————————————

Символически значимый предмет с обширным смысловым полем, используемый как оружие, орудие труда, магический, ритуальный и церемониальный объект.

Известен со времен неолита. Благодаря этому, наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, у мифологических персонажей позволяет ввести их в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.

Присутствует почти во всех древних религиях. Есть основания говорить о культе топора в Египте, Ассирии, Греции и у других народов.

На ранних изображениях часто неотличим от молота, что способствует сходству их символики в древности.

Оружие воинственных богов неба и грома в их борьбе с демоническими существами, великанами; орудие божественной кары для отступников и ослушников среди людей.

Имеет устойчивые ассоциации с огнем, молнией, громом, бурей, грозой и её плодотворной силой; наделяется способностью вызывать и прекращать дождь.

Во многих культурах бронзового, железного (на Среднем Востоке) и более поздних веков использовался для принесения в жертву крупных животных.

На символическое значение влияют:

————————————————————————————————————————

Основные значения (символизирует):

Атрибут:

Сила, мощь:

  • ~ божественная, божественность, (её) сверхъестественная сила — каменный, неиконический символ;
  • ~ разрушительная, разрушение, ярость, уничтожение (демонов) — в руках воинственных божеств;
  • ~ оплодотворяющая, жизнетворная, плодородие;
  • гроза, гром, молния, дождь и вода (приносимые небесными богами).

Союз с Небом.

Власть:

  • ~ верховная, полновластие;
  • ~ вождя, правителя — народы Океании, кельты, северные и африканские народы;
  • ~ судебная, суд, подсудность (фасции), кара, силовое решение, исправление ошибок (?);

Разделение, проникновение:

Поддержка, помощь.

Принесения (кровавой) жертвы.

Смерть — через образ палача, заносящего топор над головой всякого живущего.

Разбой, мятеж, бунт, народное сопротивление (война), строительство, инженерная эмблема, неизбежность


Африка

У племён йоруба деревянный двойной топор (оксе) — атрибут бога молнии и грома Чангу, Шанго.

Несёт магическую и ритуальную функцию.

Богато декорированные церемониальные топоры — символ достоинства вождей и власти вообще.


Египет

Двойной топор — солярный символ.

В иероглифическом письме:

  • топор — знак идеи разделения: обещанные или посвященные вещи «отсечены» от других;
  • две руки, держащие топор и щит — знак битвы.

Античность

Двойной топор (секира) как религиозный атрибут относят, среди прочего, к восточным элементам в этрусской мифологии.

Символ:

  • Матери-охотницы;
  • Диониса Тенедоса — неиконический;

Большое значение имеет в минойской культуре (см. лабрис).

————————————————————

Атрибут Зевса как бога грома и молнии. Раскат грома с молнией (или она одна) — небесный топор Циклопа (?).

Ударом топора Гефест рассек голову Зевса, выпуская облаченную в доспехи и шлем Афину — образ молниеносной интуиции, озарения.

От собственного топора погибает Галиррофий, пытаясь срубить священную оливу Афины.


Европа

В некоторых местностях Центральной Европы топоры с отверстиями времен неолита отец семейства хранил под коньковым брусом как защиту от стихийных бедствий.


Северная традиция

Двойной топор означает/сопровождает божество, божественное существо, вождя или воителя (воина) — кельты, скандинавы.

Древнегерманский обычай бросать топор для определения строительных площадок или границ.

Молот Тора в мифах часто (главным образом) представляет собой боевой топор — его атрибут как бога воздуха, грома и молнии; символ удачи.

С ним также связывают наскальные изображения бога с топором в Южной Скандинавии.


Балтия

Атрибут:

  • Укко — верховного бога, громовержеца в прибалтийско-финской мифологии;
  • Перкунаса — бог грома, молнии, дождя в балтийской мифологии.

Славяне

В народных верованиях магическое орудие, символ защиты и обезвреживания.

Распространённый, особенно в защитной магии южных славян, оберег и отгонное средство, используемые против:

  • нечистой силы
  • диких животных
  • разнообразных природных катаклизмов
  • болезней, сглаза и порчи.

Как и другие острые и режущие предметы из железа (коса, нож, вилы, игла, ножницы, серп и др.), призван обезвредить или уничтожить носителя опасности.

Например, сербы делали новорождённому амулет в виде маленького топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Тот, кому этот оберег от злых сил предназначался, должен был носить его всю жизнь.

Помимо защиты человека, пчёл, скот на пастбище и в хлеву и т.д. может сообщить/придать силы и здоровье.

Ассоциируется с мужским началом:

  • если супруги хотели иметь мальчика они в изголовье кровати клали топор — Белоруссия;
  • пуповину новорождённому мальчику было принято отрезать на топоре — восточные славяне.

Для защиты от нечисти топор:

  • использовали для закрещивания вставляемой дверной рамы строящегося дома, произнося: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови» — украинцы, Харьковская обл.;
  • ставили рядом с дверью для закрещивания или «зааминивали» дома изнутри;
  • втыкали в двери и окна, чтобы не дать вештице проникнуть в дом;
  • клали под порог, чтобы не смог проникнуть вампир — Полесье;
  • ~ около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов — сербы;
  • ~ на ночь под подушку для избавления от бессонницы (отгона или отпугивания нечистой силы);

Охранной силой обладало и поименование топора:

  • высказывались прямые угрозы: «Сквозь сито тебя просею, топором изрублю!» — южные славяне;
  • считалось, что водяной не может повредить человеку, если тот вслух упомянет о топоре (других острых предметах) — Русский Север

Как оберег, защиту от природных катаклизмов топор:

  • использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу;
  • вбивали в порог во время грозы — словаки;
  • помещали острием кверху на или под крышу против молнии, грома, бури, пожара — сербы;
  • ставили острием вверх при первых признаках землетрясения — болгары.

Для защиты домашних животных:

  • топор подкладывали под порог хлева или под жердь загона;
  • ~ вбивали в порог, замыкая хлев под Рождество, чтобы замкнуть пасть волку — гуцулы;
  • ~ втыкали в землю при выходе скота;
  • ~ клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище — восточные славяне;
  • пастух обходил стадо с топором — Русский Север
  • ~ а также с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, замком и ключом и т.д. — восточные славяне;
  • реже топором чертили круг, махали крест-накрест, волочили его за собой;
  • по прибытии на место выпаса пастух всаживал топор слева от двери в пастушью хижину — гуцулы;
  • в первый понедельник Петровского поста хозяйки утром выгоняли кур из хаты через нож или топор — украинско-подольский обряд изгнания и похорон коршуна.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии старший пастух считался обладателем магической силы, символом которой и знаком пастушеской власти были ритуальные топорики.

Действовали подобным образом и в отношении людей, например, забивая топор в дерево, чтобы защитить себя от волков — болгары.

Лезвие топора нередко ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к нему (и другим острым предметам), чтобы вредители не нападали на поля — болгары.

Использовался топор и в качестве лечебного средства.

Его клали около постели, ложась спать в канун Нового года, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими — Западная Украина.

Чтобы рана на ноге быстрее зажила:

  • топор клали под ноги, — Западная Украина (?);
  • утром в Страстную пятницу вставали на него босыми ногами — чехи.

Беременным для облегчения или избежания трудных родов:

  • среди прочего запрещалось перешагивать через топор (вилы, грабли и т. п.);
  • давали пить воду, в которой острый топор был вымыт — сербы;
  • при затянувшихся родах через рубаху роженицы пропускали топор или веретено, обращаясь к ребёнку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» — сербы.

Для лечения:

  • боли в спине или пояснице лежащему на пороге человеку последний в семье ребёнок-мальчик клал на спину веник и легонько рубил его топором, ведя обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было». — русские;
  • от испуга больного ставили на порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». — Архангельская обл.;
  • от ночного плача или испуга топор клали под колыбель мальчику[1] — русские.

Чтобы оградить от сглаза и порчи:

  • вводя новобрачных в дом дружка, обезвреживая возможную порчу, ударял топором крест-накрест о притолоку двери — карпатский свадебный обряд
  • под постель роженице и колыбель новорождённого клали топор[2] — Украина и у западные славяне;
  • младенца передавали крестной матери через лежащий на пороге дома топор — Полтавщина
  • отправляясь в церковь крестить ребёнка топор клали на порог или около него — украинцы, западные славяне;

Женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в порог, этим она выкалывала чародейнице глаза и колола её тело — мораване

Чтобы оградить живых от влияния смерти после выноса покойника топор:

  • кладут под лавку или на место, где лежало тело;
  • бросают из дома через порог, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы — Полесье

на место, где лежал покойник, клали оберег, в т.ч. топор.


Использовался топор и в аграрных обычаях: например, его втыкали в землю перед началом пахоты, чтобы обеспечить хороший урожай — Полесье.

Часто фигурирует в праздничной обрядности, когда топор не беруг в руки, поскольку любые работы на земле и контакт с острыми орудиями в праздники считаются особенно опасными:

  • и не рубят дрова, чтобы летом не было града — сербы;
  • в день Усекновения главы Иоанна Крестителя запрещалось всё, что напоминает про отрубание.

На Рождество:

  • топор клали под праздничным столом с другими орудиями труда;
  • после трапезы хозяин с топором выходил в сад, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году[3].


Встреча с человеком, несущим топор или что-либо режущее считалась плохим предзнаменованием, предвещающим травмы — поляки.


Аравия

Атрибут Рашапа — бога огня и молний в западносемитской мифологии.


Кавказ

Топор или топорообразный выступ на груди как отличительный признак имеют:


Средняя Азия / Монголия

Атрибут божества огня Отхана-галахана — жемчужный.


Сибирь

Имя якутского бога грома Сюгэ тойон — «господин топор».


Китай

Традиционно связан (как и во всей Юго-Восточной Азии) с грозой.

Двойной топор (Фу) — один из двенадцати знаков отличия императорской власти. Символизирует власть, правосудие, суд, наказание.

Два каменных топорика, называемые камни грома — однин из шести предметов счастливого предзнаменования (наряду с нефритовой печатью, белым кораллом, красной жемчужиной, драгоценным жемчугом).

Священный топор значит смерть для чувственного, непросвещенного человека.

В свадебных обрядах символизирует семейный союз: бракосочетание уподобляется соединению в вязанку отделённых от двух стволов ветвей.

В системе соответствии владыка востока Фу-си среди прочего соотносится с секирой.

Атрибут:

  • Ян Цзянцзыцюаня — покровитель торговцев деревом и плотогонов;
  • героя-мятежника Чи-ю — топор и секира; изобретатель различных видов оружия;
  • покровителя плотников, а также посредника (?).

Индокитай

Атрибут Тхэн Сэта, бога грома и молнии во вьетнамской мифологии — каменный.


Мезоамерика

Атрибут:

  • Чака — бог дождя и молнии в мифологии майя;
  • Патекатля — ацтекское божества, олицетворения трав и корней, необходимых для приготовления вина октли.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, бросают на землю каменные топоры, вызывая гром.


Северная Америка

Томагавк — оружие с обширным ритуальным и символическим значением.


Австралия и Океания

Людей племени аранда научили пользоваться каменным топором два человека-сокола, пришедшие с севера.

Двойной топор:

  • символизирует собой форму (тела) человека.
  • обладает божественной силой.

Иран

В иранской мифологии атрибут Сраоши — духа религиозного послушания и порядка.

В скифско-сарматской мифологии присутствует сюжет о падении с неба при сыновьях Таргитая золотых плуга с ярмом, чаши и секиры. Последняя соотносилась с воинским сословием.


Индуизм

Атрибут:

  • Агни — двойной (всегда?), вместе с дровами и мехами;
  • Брихаспати — золотой топорик или железный топор, изострённый Тваштаром;
  • Пушана — золотой;
  • Вишвакармана — строитель, плотника и архитектор, отдаёт Кали (свои) топор, перстни и ожерелья;
  • Парашурамы (Рамы с топором) — бросил свой топор в Ганешу и отсёк его правый бивень;
  • Шива — один из атрибутов в руках, боевой топор или дубинка с черепом у основания (кхат-вангу).

Вишну срубает топором дерево Самсару.

В отдельных традициях индоевропейской мифологии в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец (обманутый муж или судья), топором рассекающий пополам месяц в наказание за его измену солнцу.


Буддизм

Двойной топор разрубает круг рождений и смертей.

Входит в некоторые группы подобные восьми символам благоприятного предзнаменования.


Библия

Согласно иудейскому сказанию Аврам во времена царя Нимрода топором сокрушил идолов своего отца. (Е. Бин Горион, 1980 г.)


Христианство

Двойной топор — мучение, разрушение // источник ?

Атрибут:

  • Св. Иоанна Предтечи — двойной. Говорил, проповедуя жителям Иудеи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее добого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10);
  • Св. Иосифа, мужа Девы Марии — плотницкий, часто, с другими инструментами;
  • Св. Прокла — двойной;
  • Свв. Варнавы, Томаса Бекета, Матфея — были обезглавлены секирой;
  • Св. Бонифация — срубил у Гейсмара дуб, посвященный богу грома Донару;
  • Св. Адриана — воин рядом с наковальней, сопровождаемый Св. Натальей;
  • Св. Пётр Мученик — вонзённый в голову доминиканского монаха;
  • Св. Бенедикт — топорище или топора лесоруба;
  • Св. Вольфганга — австрийские легенды о нём, сходные с древнегерманским обычаем бросать топор для определения границ.

Тертулиана[4] приводит евангельский образ секиры у корней дерева (Мф. 3, 10) в рассуждении об отмене Ветхого Завета новым христианским учением.


Эмблематика

Атрибут:

Дерево, часть которого срезана

  • Всему свое время.
  • Символ жизни. «Смерть, в конечном итоге, неизбежно поджидает и нас — под наши корни подведут топор, и мы, подобно всем остальным, будем срублены в предназначенное для нас время». СЭ-II, таб.44-5, с.294

Ad vocem

Класть голову под топор (меч) — быть готовым к самому худшему.


Литература

  • Левкиевская Е. Е. Одноимённая статья в SMES

Иллюстрации

  • Вулкан в качестве акушера расщепляет голову Юпитера при рождении Афины. Эмблема алхимиков // М. Майер. Аталанта бегущая. 1618 г.
  • Топор как атрибут апостола Матфия и св. Вольфганга // В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.
  • Исполненный по обету бронзовый топорик высотой 7,7 см галло-римского происхождения. Мартиньи (Швейцария)
  • Парадный топор, используемый при отправлении культа. Дагомея (Западная Африка), XIX в.
  • Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры // dkes

——— черновые заметки ———————————

(начала раздела с черновыми заметками)

Примечания и комментарии

  1. Девочке в этом случае клали прялку.
  2. Это также должно оградить и от злых духов.
  3. Для урожайности плодовых деревьев.
  4. Тертуллиан. О поощрении целомудрия. 6