Берёза: различия между версиями
м (Замена текста — «Растения» на «Категория:Растения») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | → [[Ось Мира]] / [[Дерево]] / | + | → [[Ось|Ось Мира]] / [[Дерево]] / |
► «Ось мира»; жизнь; смерть; | ► «Ось мира»; жизнь; смерть; | ||
Строка 133: | Строка 133: | ||
::• крестьяне обращались к берёзе с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая дереву, что не отпустят до тех пор, пока болезнь не отступит — русские; | ::• крестьяне обращались к берёзе с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая дереву, что не отпустят до тех пор, пока болезнь не отступит — русские; | ||
::• во многих местах верили, что при битье больного березовым прутом болезнь должна отступить. | ::• во многих местах верили, что при битье больного березовым прутом болезнь должна отступить. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] <font color="#669999">Смотри также:</font> |
• [[Балтийская мифология|Бирзулис]] | • [[Балтийская мифология|Бирзулис]] | ||
Строка 143: | Строка 143: | ||
• [[Юрьев день]] | • [[Юрьев день]] | ||
− | • | + | • Иван Купала |
• [[Пятница, персонаж|Пятница, Св.]] | • [[Пятница, персонаж|Пятница, Св.]] | ||
− | • | + | • Русалка |
− | • [[Ведьма]] | + | • [[Ведьмы|Ведьма]] |
• [[Осина]] | • [[Осина]] | ||
Строка 159: | Строка 159: | ||
• [[Венок]] | • [[Венок]] | ||
− | • | + | • Розги |
• [[Бичевание]] | • [[Бичевание]] |
Текущая версия на 12:18, 3 июня 2023
► «Ось мира»; жизнь; смерть;
начало, весну;
любовь, побуждение к любви;
супружество, веселье, семью;
сентиментальное обаяние, мягкосердечие;
девственность, невинность, чистоту, белизну;
власть, заботу; наказание, порку; плач, грусть, печаль;
эргоцизм (изгнание дьявола);
очищение, баню…
Колыбель, Новый год. Березовыми розгами было принято изгонять дух Старого года, размахивая ими над колыбелью Нового, только что родившегося. Известно, что лесная береза первой одевается листвой по весне.
В Южной Европе Новый год часто встречали ритуальным разжиганием из березовых веток «нового огня».
Березовыми прутьями били рабов, обманщиков, крепостных холопов и, почти до XX века — учеников, непослушных детей.
«Очищение крови». Если хлестать себя березовыми ветками в русской, турецкой или финской банях, значит очищать и оздоравливать, обновлять кровь.
Античность
До 153 года до н. э., римляне исчисляли Новый год с 1 марта. Тогда березовыми ветвями украшали церемонию вступления в должность новых консулов.
Римские «фасции» — пучки прутьев, связанные ремнями и торжественно носимые ликторами, как символ власти, были березовыми.
Из березового лыка сплетали покрытия походных шатров и даже щиты для воинов.
Нимфы берез, жившие по легендам, в этих деревьях, были стройными и гибкими, с распущенными длинными волосами…
Плиний полагал, что береза прибыла первоначально из Галлии. Это было, он написал, «причину ужаса(террора), как поставка прутам судей(чиновников) офиса; это также легко согнуто, чтобы делать обручи и аналогично ребрами маленьких корзин („a cause of terror, as supplying the magistrates' rods of office; it is also easily bent to make hoops and likewise the ribs of small baskets“.)». Он добавлял, что это было «наиболее благоприятное дерево для изготовления свадебных факелов („the most auspicious tree for supplying wedding torches“)» (Natural History 16: 30). В обоих случаях береза близко связана с человеческой жизнью как защитница в жизни и в смерти.
Христианство
Именно березовыми розгами было предписано изгонять злых духов, а также духов непослушания, самовольства. В Средневековой Европе отцы церкви, позднее причисленные к лику святых: Григорий, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский и Винцент из Бовэ постановили (Вопреки учению Гиппократа, Сарануса и Галена), что всякая болезнь, это обман и дьявольские козни, которые нужно «лечить» розгами, изгоняя демонов из тела пострадавшего.
Ad vocem
Пословицы:
- «Битый розгой здоровья не теряет, а Святого духа набирается»;
- «Познакомишься с госпожой Березовской, сразу поумнеешь»;
- «Береза — горькое дерево мудрости — розга учит уму-разуму»;
- «Розга костей не ломает».
- «Вгоняй ума через задние ворота!» рус.
«Березка, белая любовница» («Пан Тадеуш» А. Мицкевича).
«В стране моей юности, где березы светлые навевали мечты о любимой» («Бенеовский» Ю. Словацкого), «
Серебряные березы, так похожие на стройных девушек» («Девичьи березы» Л. Стаффа).
Береза — забота о новорожденных, о супружестве, о достойном провожании умерших, символ всей жизни человека. Березовыми ветками древние римляне украшали свадебные кортежи, а потом сжигали ветви — огонь, как было принято считать, приносил молодоженам счастье.
"Плакучие березы, печальные деревья, их ветви свисают, чтоб плакать каждую весну… « („Польская земля в картинках“ Т. Ленартовича).
„Береза — самое впечатляющее и самое выразительное из деревьев“ („Гаданье в пору бабьего лета“ Джеймса Рассела Лоуэла).
Скандинавия
Фригг (герм. Фрейя) имела атрибутом ветвь березы, а богиня покровительствовала супругам, семье.
Славяне
В восточнославянской мифологии священное дерево, одно из наиболее почитаемых деревьев у славян с отчётливой женской символикой. Берёза оценивается неоднозначно то как «чистое» и «счастливое дерево», то как потенциально опасное и связанное с нечистой силой и душами умерших. Противоречиво оценивается берёза и в народных легендах:
Как «хоpошее» дерево выступает берёза у русских и белорусов в противопоставлении осине: согласно легенде, когда Иуда хотел повеситься на берёзе, она испугалась, побелела, но не пpиняла предателя. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа берёзы, подобного прусскому Бирзулису. Как след культа берёзы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза.
Берёза в роли ритуального деревца — обязательный элемент троицкой обрядности (преимущественно у восточных славян). У русских в четверг перед Троицей (Семик) совершался обряд «завивания березки»:
Наряду с этим совершались обряды и со срубленной «троицкой березкой»:
Отчётливо видно, что «семицкая (троицкая) берёза» почитается как женский символ, когда в селение вносится распустившееся дерево и девушки надевают на голову венки из зелени — след мифологического уподобления девушки мировому дереву. Женская символика берёзы проявляется и в других представлениях и обычаях славян:
Древнее почитание и одушвление берёзы отразилось, в частности, в том, что грехом считалось:
В демонологических верованиях восточных славян берёза считалась место обитания женских персонажей нечистой силы или душ умерших:
Как дерево связанное с миром духов и мёртвых берёза считается опасным деревом:
Мотивы, связанные с берёзой, часто встречаются в демонологических поверьях:
С другой стороны, берёза воспринималась (у тех же поляков Вармии и Мазур, например) как дерево, оберегающее от зла, приносящее здоровье и благополучие. С помощью березовых веток, веников и венков старались уберечься от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий.
Широко распространена практика изготовления из берёзы обрядовых символов[3], которая имеет архаические истоки. В знахарской практике к берёзе ходили для символической передачи болезни дереву, например:
|
Смотри также:
• Бирзулис • Семик • Троица • Иван Купала • Русалка • Ведьма • Осина • Дуб • Тополь • Венок • Розги • Ветвь • Полено • Береста |
Магия
Березовые метлы — излюбленный инструмент ведьм и колдуний, злые духи цепляются за ветки и прячутся под листьями…
В то же время береза считается амулетом, оберегом от злых духов, демонов, от сглаза. Принесенная в дом березовая ветка сулит счастье, а березовая доска, пристроенная на крыше, приносит хозяевам этого дома здоровье, а домашнему скоту — плодовитость.
Сибирь
Береза, прежде всего, священное дерево народов Сибири, среди которых имеет все признаки Оси Мира. Подобно космическому столбу, имеет семь или девять зарубок как символы небесных уровней. В течение шаманской церемоний инициации, эта жердь устанавливалась в центре круглой юрты, непосредственно под дымовым отверстием, которое представляет «Ворота Небес» или «Солнца», через которое шаман становится, выходит в космос по оси Полярной звезды (см. DOME КУПОЛ).
Береза иногда соединяется с Луной и даже и с Луной и Солнцем. В последнем случае она имеет двойственную природу — отец и мать, мужчина и женщина. Береза играет защитную роль, или служит средством, «нисхождения» небесных влияний. Hence the notion of duality which is essentially that of manifestation (ELIC, ELIM, SOUL). Береза символизирует путь, по которому нисходит небесная энергия and human aspirations rise up in return.
Охотники селькупы вывешивали фигурки духов-защитников, вырезанные из священной березы, около своих домов.
Кельты
Нет ясного представления о роли березы в Кельтском мире, но наиболее вероятно — она была погребальной. Уэльсская поэма. Сражение Деревьев (Kat Godeu), загадочно отмечает «вершина березы, укрыла нас листьями; он изменил и преобразовал наше увядающееся государство(состояние) („..the top of the birch tree covered us with leaves; he changed and transformed our withered state“)». Возможно — это намек на традицию покрытия тел убитых с ветями березы (OGAC 5: p. 115). Может также подразумеваться, что береза works the changes which prepare the dead for their new lives.
Черновые материалы
В народном фольклоре — побуждение к любви Беpеза у укpаинцев — «беззащитна дивчина», символ жизни.
Белая береза из-за ее особенной, как бы светящейся коры
всегда считалась осью мира, этому дереву с давних пор придавалось особое значенье. Особенно в Средней Азии и у славянских народов, в России. Береза — символ весны, девственности, невинности, чистоты, очищения.
Чуваши полагали, что если во сне сpубить беpезу — умpет женщина. Они также запpещали гнать скотину беpезовым веником, подметать пол. Беpеза почиталась и у казанских татаp.
Hаpодное песенное слово величает беpезу целым pядом песен, — то гpустно-пpоголосных, то веселых частушек. «То не белая беpезонька к земле клонится, не бумажные листочки pасстилаются», — поется в одной. «Кудpявая беpезонька под окошечком, а в окошечке не касаточка, не ласточка, — сидит душа кpасна-девица», — есть и такая песня.
О pусской беpезе есть очень кpасивое стихотвоpение (к сожалению, не знаю имя автоpа): Российская святыня, Свеча Господня дня, Богиня-Беpегиня, Благослови меня. Свеpкая звездной кpоной, В полуночной тиши, Свободно и собоpно О pодине скажи. Лучи стволов целуя, Колени пpеклоню И Богу аллилуйя С тобою пpопою.
Рассказывают, что как-то Стефан Великопеpмский, кpестивший зыpян, сpубил священную беpезу, котоpой они поклонялись. И он услышал стоны и угpозы, и полилась кpовь, и наступила чеpная ночь.
Гоpные маpи называли беpезу «великой», двоp каждого хозяина укpашался беpезой.
pусские загадки о беpезе, — «есть деpево: кpик унимает, свет наставляет, больных исцеляет».
У киpгизов даже ходило такое повеpье: «Где между елей выpастет беpеза — туда непpеменно пpидут pусские».
символ девичьей чистоты
Пpедание о начале гоpода Белозеpска гласит, что на его месте pаньше стояли беpезы, котоpым пpиносились жеpтвы.
берёза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях
Во 2-й половине XIX в. на бересте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун.
Библиография
- — MNME — Иванов В. В., Топоров В. Н., Берёза // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.1, с. 169
- — SMES — Виноградова Л. Н., Глаза // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002, с. 31-33
- — Зеленин Д. К., Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.-Л., 1937 < MNME
- — Виноградова Л. Н., Усачева В. В., Из словаря «Славянские древности»: Береза // Славяноведение. М, 1993. № 6. С. 9-21 < SMES
- — Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 188—212 < SMES
Примечания и комментарии
- ↑ «Русские в районе Тотьмы считали несчастным для стройки то место, где прежде росли беpезы, так как корчевка берёз считалась грехом».
- ↑ Ср., например, мотивы белорусских русальных песен: «на белой березе русалки сидели», «на кривой березе русалки сидели».
- ↑ Как, например, у толка «берёзовщиков» — старообрядцев в Пермской области.